Рефераты. Оценка инвестиционного климата в России






финансирование таких исследований участвующими промышленниками является

необходимым для того. чтобы гарантировать их эффективность.

Еще одним важным аспектом является необходимость согласования между

Комиссией и Правительством РФ мер гарантирования непосредственной

финансовой поддержки ТАСИС, в целях оказания консультационной экспертной

помощи, связанной с внедрением новой социальной и экономической программы

Российского правительства. Решения и действия, а ее поддержку должны быть

приняты немедленно, предпочтительно во время встречи на высшем уровне в

Париже, в обход всех бюрократических препятствий, так эта поддержка

необходима именно сейчас для облегчения процесса принятия решений, а не

после того, как решения уже будут приняты. Европейский деловой клуб в

России обретает вместе с Правительством РФ в качестве экспертной деловой

организации по введению в действие данной программы и также должен быть

включен в схему оказания помощи,

Участники (Круглого стола» считают, что в стратегии ТАСИС и ЕБРР

целесообразно предусмотреть проекты ты поддержки развития российских

региональных банков, в том числе с иностранным участием.

3. Топливо–энергетический комплекс: инвестиционная политика.

Являясь капиталоемким и высокоинерционным народнохозяйственным

комплексом, в процессе экономического развития страны ТЭК выступает в двух

противоположных качествах: как фактор усиления (или локомотив) и

одновременно как фактор сдерживания (или тормоз) экономического роста

страны. ТЭК может стать одной из основных движущих сил экономического

развития страны, реальным «локомотивом» ее экономического роста в силу

создания им значительных косвенных, так называемых «мультипликативных

эффектов» от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации

инвестиционных проектов.

1. Инвестиции в ТЭК – ключ энергообеспечения страны

Успешное функционирование ТЭК по сравнению с другими отраслями

российской экономики создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого

благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджет. Однако

необходимо признать, что сегодня ТЭК работает в режиме истощения своего

производственного потенциала, проедая «запас прочности», обеспеченный

массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные

производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени

износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние

предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период

получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций), и существует

опасность обвального выбытия старых фондов. В условиях истощения

производственного потенциала ТЭК на первый план выходят решение проблемы

нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального

воспроизводственного процесса в его отраслях, формирование благоприятного

инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций,

генерирующих экономический рост как внутри ТЭК, так и вне его.

Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта

проблема — не только и не столько «внутри ТЭКовская», сколько

макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в

страну, когда отток капитала из нее достигает по высшим оценкам 20 —25

млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут

финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда

это начнут делать инвесторы отечественные, те. когда отток капитала из

страны сократится до разумных пределов.

Необходимо предпринять решительные меры, чтобы большая часть вывозимого

капитала вкладывалась в российскую экономику там, где он был заработан.

Однако административными и репрессивными мерами поток капитала из страны не

повернуть вспять. По крайней мере, в долгосрочном плане. Это можно сделать

только одним способом: создать для инвесторов более привлекательные условия

вложения капитала на российском рынке, чем a странах, являющихся основными

конкурентами России в борьбе за инвестиции.

Государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень

инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Но сегодня так вопрос и не

ставится. Государство должно обеспечить условия, при которых компании ТЭК

окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка

капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие

притоку инвестиций в ТЭК страны, поскольку само государство их и

установило.

2. Необходимая динамика инвестиций в ТЭК и их источники

По расчетам Минэкономики России общая сумма инвестиций в ТЭК за

2000—2015 гг. может составить 200- 215 млрд. долл. Среднегодовой их объем

за это время может увеличиться в 3 раза (таблица 1). Основным источником

этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства

хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего

объема инвестиций в основной капитал ТЭК. Чрезвычайно высокая доля

собственных средств в структуре инвестиций свидетельствует о вынужденной

нацеленности инвестиционных программ компаний ТЭК на решение текущих задач,

а низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций

свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата

даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным

инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

При указанной структуре инвестиций важнейшим сдерживающим их фактором

являются неплатежи. В условиях действующей налоговой системы, при которой

объем начисленных налогов зачастую превышает налогооблагаемую базу, с одной

стороны, и низком платежеспособном спросе потребителей энергоресурсов, с

другой стороны, неплатежи комплекса в бюджет превращаются в основной

источник инвестиций, поскольку выплачивать полностью, и тем более на 100%

живыми деньгами, все начисляемые налоги и одновременно осуществлять

необходимую для расширенного или хотя бы для поддержания простого

воспроизводства инвестиционную деятельность ТЭК не в состоянии.

Это означает, что для формирования необходимых инвестиционных ресурсов

за счет собственных средств предприятий потребуется пересмотр налоговой и

ценовой политики государства с фискально-конъюнктурной на перспективно-

ориентированную, несмотря на всю остроту стоящих перед государством текущих

бюджетных проблем. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности

налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую

очередь — институциональных, т.е. зависящих от механизма и институтов

принятия решений государством) есть необходимый элемент повышения

инвестиционной привлекательности России и ее ТЭК.

В перспективе до 25—30% от общего объема инвестиций в отраслях ТЭК

составит заемный и акционерный капитал. Инвестиции в новые крупные проекты

будут в основном осуществляться на условиях проектного финансирования, т.е.

под обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом.

Формирование приемлемого для целей проектного финансирования

законодательства, относящегося к добывающим отраслям ТЭК, должно

происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы

недропользования, так и системы недропользования, построенной на применении

режима соглашений о разделе продукции. Избыточные, дискриминационные

барьеры на пути инвесторов по подготовке, финансированию проектов следует

устранить, внеся, при необходимости, соответствующие поправки в действующее

недропользовательское инвестиционное и налоговое законодательство.

В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и

иностранных, для освоения месторождений ископаемого топлива и удешевления

стоимости привлечения заемных средств целесообразно законодательно

разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в

качестве частного случая формирования более общей системы обращения

(оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый

сегмент фондового рынка — рынок лицензий на право пользования недрами с

приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Учитывая

специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть, введено

разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования

ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка

прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а

напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем

государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования

недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных

инвестиционных ресурсов.

Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не

являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность

по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать

причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию

собственного производства. Это создаст дополнительные стимулы привлечения

инвестиций и передовых технологий в добывающие отрасли ТЭК.

Основными источниками капиталовложений в электроэнергетике (включая

атомную) будут оставаться амортизация и прибыль предприятий,

предусматриваемая в тарифах на электроэнергию с одновременной

государственной поддержкой и привлечением заемных средств.

3. Эффективность инвестиций в различные отрасли ТЭК

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.