равной конкуренции, в результате чего более производительные компании
оказываются менее прибыльными, чем их неэффективные конкуренты. Иными
словами, текущая ситуация, при которой более производительные компании
находятся в худшем положении, нежели непроизводительные, объясняется
неравенством условий конкуренции. Это выражается в неодинаковых ставках и
режиме налогообложения предприятий в рамках одной отрасли; в неравных
условиях распределения земли и государственных заказов, например, в
неравенстве цен на энергоресурсы для компаний одной отрасли; в неравенстве
административных требований, предъявляемых к различным компаниям;
неодинаковом применении законов (например, в отношении прав на
интеллектуальную собственность и импортных пошлин), в неравных условиях
экспорта.
Неравные условия конкуренции усиливают диспропорции в экономике и
приводят либо к увеличению государственных расходов (например, за счет
скрытого субсидирования энергоснабжения неэффективных предприятий), либо к
падению налоговых поступлений (например, за счет уклонения неэффективных
компаний сферы обслуживания от уплаты налогов). Так, введение
энергетических субсидий и налоговых зачетов способствовало широкому
распространению бартерных расчетов, что привело к увеличению издержек
обращения и к нарушению четкого, прозрачного механизма ценообразования, что
резко снижает эффективность ценовой конкуренции.
Хоты неравные условия конкуренции зачастую создаются региональными
властями для решения каких-либо социальных задач, в конечном счете низкие
общеэкономические показатели приносят социальной сфере больше вреда, чем
пользы.
Создавая подобные зоны с целью привлечения внешних инвесторов,
необходимо не забывать о том, что участникам экономической деятельности в
идеале должны предоставляться равные условия функционирования.
Одним из наиболее значимых препятствий в практике инвестиций является
налоговое и таможенное законодательство, в частности неудовлетворительный
механизм его правового регулирования и применения.
1. В первом ряду здесь стоят неоправданно высокие санкции без учета
степени вины налогоплательщика. Так, предусмотренная законом пеня за
просрочку уплаты налогов по своему размеру носит характер наказания
и не ограничивается истинной целью по компенсации ущерба, возникшего
в результате просрочки платежа. Более того, уже через несколько
месяцев после вступления в силу нового Налогового кодекса отменено
положение, по которому максимальный размер пени устанавливался не
выше 0,1% в день. Параллельно с этим за просрочку платежей
предусматривается также штраф, который налагается без учета
обстоятельств конкретного случая.
25. Новый Налоговый кодекс в четырех частях внесен в парламент еще в
1997г., однако в действие вступила только его «Общая часть», которая
имеет множество пробелов из-за ссылок на другие, еще не принятые
статьи. Так, согласно первой части Налогового кодекса отменяется
действие писем Минфина, разъясняющих те или иные положения
налогового законодательства. Однако из-за отсутствия других частей
кодекса Минфин продолжает направлять письма, придавая им
обязательный характер. Более того вопреки Налоговому кодексу
неоднозначные случаи по-прежнему истолковываются в ущерб
налогоплательщику.
26. Правительство РФ устанавливает таможенным органам минимальные
плановые задания по сбору таможенных платежей, подлежащих
перечислению в госбюджет. Такое давление усиливает существующие и
без того тенденции таможенников к произволу и злоупотреблениям
правовыми предписаниями при взимании таможенных сборов.
27. Препятствия по отдельным видам налогов можно разделить на три
категории.
Первое – невозможность вычета производственных расходов. Для
налогообложения они вычитаются из налогооблагаемой базы только частично. К
таким расходам, в частности, относится финансирование рекламы, которое
составляет значительную часть расходов предприятий именно в начале
инвестиционного процесса.
Второе – ограниченная возможность переноса убытков прошлых лет на
будущий период. Подобная операция разрешена только для российских компаний,
а иностранным фирмам в ней отказано несмотря на отсутствие для этого
достаточных законодательных оснований. На будущий период могут быть
перенесены только убытки из текущей деятельности фирмы. При этом не
учитываются потери, возникшие в результате реализации основного капитала;
прибыль же подлежит налогообложению. Кроме того, перенос убытков
осуществляется не более чем на 50% положительного дохода, вследствие чего
затраты первых лет инвестиционного проекта остаются неучтенными.
Третье – зачет НДС, уплаченного по счетам поставщиков, разрешается
только в тех случаях, когда выплаченные платежи подлежат вычету как
производственные расходы. Возмещение НДС, выплаченного поставщикам,
осуществляется только в рамках расчетов по обязательствам в связи с
ремесленной деятельностью, облагаемой НДС. При этом переплата компании не
возвращается. Эту ситуацию усугубляют особые налоги, введенные многими
регионами РФ.
С введением налога с продаж следовало бы снизить НДС, но этого не
произошло. В результате предприниматель вынужден реализовывать свою
продукцию по более высокой цене, что приводит к дополнительному бремени на
конечного потребителя.
Валютное законодательство:
Практически любая инвестиционная деятельность иностранных лиц в России
связана с платежом и относится к валютным операциям. Согласно указаниям
Центрального банка это означает, что она подчиняется множеству сложных
регламентаций валютного законодательства, доступных только специалистам.
Для каждой экспортной и импортной сделки обязательно оформление паспорта
сделки. Российский импортер товара обязан приобретать валюту для оплаты
закупленных за границей товаров, а при осуществлении предоплаты – внести
депозит в размере обмениваемой валютной суммы.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет только
четыре платежа в иностранной валюте, которые разрешено выполнять без
лицензии и регистрации в ЦБ. Все остальные платежи должны быть
зарегистрированы в качестве операций движения капиталов. В связи с этим
существует опасность, что платеж, который на первый взгляд представлялся
легким без лицензии ЦБ, превращается в валютную операцию, подлежащую
обязательному получению разрешения.
Но этим список препятствий в деятельности иностранных инвесторов не
исчерпывается. Так, у ЦБ существует тенденция квалифицировать правовые
сделки как валютные операции, требующие лицензии, даже если они не являются
таковыми, потому что при их реализации денежные средства не перечисляются.
Это, в частности, относится к взаимозачетам встречных требований или
уступке требований. Предприятия, осуществляющие подобные сделки, рискуют
тем, что когда-нибудь против них могут быть (ошибочно) выдвинуты обвинения
в проведении валютной операции, подлежащей обязательному получению
разрешения.
Другой пример. В настоящее время физические лица могут ввезти на
территорию РФ без декларации иностранной валюты до 500 $ США. Однако
вывезти ее обратно не так-то просто. В результате изменения закона «О
валютном регулировании и валютном контроле» иностранным физическим лицам с
7 июля 1999г. это можно сделать только при условии предоставления
таможенным органам соответствующих документальных подтверждений. Но
перечень этих документов был опубликован лишь спустя 2 мес. Такой порядок
привел к тому, что многие иностранцы не смогли вывезти валюту, ввезенную
ими ранее без таможенной декларации.
Сложность валютного законодательства и требование лицензирования по
большому кругу операций приводят к снижению оперативности в работе
российских предприятий и их зарубежных партнеров. Но этот порядок не
приблизил ЦБ к достижению его основной цели – приостановке утечки капитала.
По-прежнему с помощью фиктивных договоров об оказании услуг и без особых
трудностей крупные суммы незаконно переводятся за границу. Поэтому
законодателю и руководству ЦБ вместо изобретения новых преград на пути
инвестиций следовало бы определить четкий перечень валютных операций,
требующих контроля, и освободить остальные платежи от излишней опеки. Это
упростило бы коммерческую деятельность, сделало бы более предсказуемыми
платежные потоки.
Корпоративное право и банкротство:
Достоверность информации, полученной в российском регистрационном
органе, не имеет гарантий со стороны национального законодательства. Тогда
как, скажем, в Германии доверие сторон к правильности записей в Торговом
реестре надежно защищено. Согласно германскому праву договор имеет
юридическую силу только при условии подписания его лицом, имеющим
представительские полномочия. Это положение действует в тех случаях, когда
после подписания договора представительские полномочия были отозваны.
К сожалению, из-за отсутствия подобных гарантий в России многие
договоры в судебном порядке признаются недействительными лишь только
потому, что заключались лицами, не имевшими на то полномочий. Введение в
действие реестра, содержащего соответствующую информацию, могло бы
существенно облегчить правовой оборот в России и с Россией. Однако
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30