Рефераты. Оценка инвестиционного климата в России






равной конкуренции, в результате чего более производительные компании

оказываются менее прибыльными, чем их неэффективные конкуренты. Иными

словами, текущая ситуация, при которой более производительные компании

находятся в худшем положении, нежели непроизводительные, объясняется

неравенством условий конкуренции. Это выражается в неодинаковых ставках и

режиме налогообложения предприятий в рамках одной отрасли; в неравных

условиях распределения земли и государственных заказов, например, в

неравенстве цен на энергоресурсы для компаний одной отрасли; в неравенстве

административных требований, предъявляемых к различным компаниям;

неодинаковом применении законов (например, в отношении прав на

интеллектуальную собственность и импортных пошлин), в неравных условиях

экспорта.

Неравные условия конкуренции усиливают диспропорции в экономике и

приводят либо к увеличению государственных расходов (например, за счет

скрытого субсидирования энергоснабжения неэффективных предприятий), либо к

падению налоговых поступлений (например, за счет уклонения неэффективных

компаний сферы обслуживания от уплаты налогов). Так, введение

энергетических субсидий и налоговых зачетов способствовало широкому

распространению бартерных расчетов, что привело к увеличению издержек

обращения и к нарушению четкого, прозрачного механизма ценообразования, что

резко снижает эффективность ценовой конкуренции.

Хоты неравные условия конкуренции зачастую создаются региональными

властями для решения каких-либо социальных задач, в конечном счете низкие

общеэкономические показатели приносят социальной сфере больше вреда, чем

пользы.

Создавая подобные зоны с целью привлечения внешних инвесторов,

необходимо не забывать о том, что участникам экономической деятельности в

идеале должны предоставляться равные условия функционирования.

Одним из наиболее значимых препятствий в практике инвестиций является

налоговое и таможенное законодательство, в частности неудовлетворительный

механизм его правового регулирования и применения.

1. В первом ряду здесь стоят неоправданно высокие санкции без учета

степени вины налогоплательщика. Так, предусмотренная законом пеня за

просрочку уплаты налогов по своему размеру носит характер наказания

и не ограничивается истинной целью по компенсации ущерба, возникшего

в результате просрочки платежа. Более того, уже через несколько

месяцев после вступления в силу нового Налогового кодекса отменено

положение, по которому максимальный размер пени устанавливался не

выше 0,1% в день. Параллельно с этим за просрочку платежей

предусматривается также штраф, который налагается без учета

обстоятельств конкретного случая.

25. Новый Налоговый кодекс в четырех частях внесен в парламент еще в

1997г., однако в действие вступила только его «Общая часть», которая

имеет множество пробелов из-за ссылок на другие, еще не принятые

статьи. Так, согласно первой части Налогового кодекса отменяется

действие писем Минфина, разъясняющих те или иные положения

налогового законодательства. Однако из-за отсутствия других частей

кодекса Минфин продолжает направлять письма, придавая им

обязательный характер. Более того вопреки Налоговому кодексу

неоднозначные случаи по-прежнему истолковываются в ущерб

налогоплательщику.

26. Правительство РФ устанавливает таможенным органам минимальные

плановые задания по сбору таможенных платежей, подлежащих

перечислению в госбюджет. Такое давление усиливает существующие и

без того тенденции таможенников к произволу и злоупотреблениям

правовыми предписаниями при взимании таможенных сборов.

27. Препятствия по отдельным видам налогов можно разделить на три

категории.

Первое – невозможность вычета производственных расходов. Для

налогообложения они вычитаются из налогооблагаемой базы только частично. К

таким расходам, в частности, относится финансирование рекламы, которое

составляет значительную часть расходов предприятий именно в начале

инвестиционного процесса.

Второе – ограниченная возможность переноса убытков прошлых лет на

будущий период. Подобная операция разрешена только для российских компаний,

а иностранным фирмам в ней отказано несмотря на отсутствие для этого

достаточных законодательных оснований. На будущий период могут быть

перенесены только убытки из текущей деятельности фирмы. При этом не

учитываются потери, возникшие в результате реализации основного капитала;

прибыль же подлежит налогообложению. Кроме того, перенос убытков

осуществляется не более чем на 50% положительного дохода, вследствие чего

затраты первых лет инвестиционного проекта остаются неучтенными.

Третье – зачет НДС, уплаченного по счетам поставщиков, разрешается

только в тех случаях, когда выплаченные платежи подлежат вычету как

производственные расходы. Возмещение НДС, выплаченного поставщикам,

осуществляется только в рамках расчетов по обязательствам в связи с

ремесленной деятельностью, облагаемой НДС. При этом переплата компании не

возвращается. Эту ситуацию усугубляют особые налоги, введенные многими

регионами РФ.

С введением налога с продаж следовало бы снизить НДС, но этого не

произошло. В результате предприниматель вынужден реализовывать свою

продукцию по более высокой цене, что приводит к дополнительному бремени на

конечного потребителя.

Валютное законодательство:

Практически любая инвестиционная деятельность иностранных лиц в России

связана с платежом и относится к валютным операциям. Согласно указаниям

Центрального банка это означает, что она подчиняется множеству сложных

регламентаций валютного законодательства, доступных только специалистам.

Для каждой экспортной и импортной сделки обязательно оформление паспорта

сделки. Российский импортер товара обязан приобретать валюту для оплаты

закупленных за границей товаров, а при осуществлении предоплаты – внести

депозит в размере обмениваемой валютной суммы.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет только

четыре платежа в иностранной валюте, которые разрешено выполнять без

лицензии и регистрации в ЦБ. Все остальные платежи должны быть

зарегистрированы в качестве операций движения капиталов. В связи с этим

существует опасность, что платеж, который на первый взгляд представлялся

легким без лицензии ЦБ, превращается в валютную операцию, подлежащую

обязательному получению разрешения.

Но этим список препятствий в деятельности иностранных инвесторов не

исчерпывается. Так, у ЦБ существует тенденция квалифицировать правовые

сделки как валютные операции, требующие лицензии, даже если они не являются

таковыми, потому что при их реализации денежные средства не перечисляются.

Это, в частности, относится к взаимозачетам встречных требований или

уступке требований. Предприятия, осуществляющие подобные сделки, рискуют

тем, что когда-нибудь против них могут быть (ошибочно) выдвинуты обвинения

в проведении валютной операции, подлежащей обязательному получению

разрешения.

Другой пример. В настоящее время физические лица могут ввезти на

территорию РФ без декларации иностранной валюты до 500 $ США. Однако

вывезти ее обратно не так-то просто. В результате изменения закона «О

валютном регулировании и валютном контроле» иностранным физическим лицам с

7 июля 1999г. это можно сделать только при условии предоставления

таможенным органам соответствующих документальных подтверждений. Но

перечень этих документов был опубликован лишь спустя 2 мес. Такой порядок

привел к тому, что многие иностранцы не смогли вывезти валюту, ввезенную

ими ранее без таможенной декларации.

Сложность валютного законодательства и требование лицензирования по

большому кругу операций приводят к снижению оперативности в работе

российских предприятий и их зарубежных партнеров. Но этот порядок не

приблизил ЦБ к достижению его основной цели – приостановке утечки капитала.

По-прежнему с помощью фиктивных договоров об оказании услуг и без особых

трудностей крупные суммы незаконно переводятся за границу. Поэтому

законодателю и руководству ЦБ вместо изобретения новых преград на пути

инвестиций следовало бы определить четкий перечень валютных операций,

требующих контроля, и освободить остальные платежи от излишней опеки. Это

упростило бы коммерческую деятельность, сделало бы более предсказуемыми

платежные потоки.

Корпоративное право и банкротство:

Достоверность информации, полученной в российском регистрационном

органе, не имеет гарантий со стороны национального законодательства. Тогда

как, скажем, в Германии доверие сторон к правильности записей в Торговом

реестре надежно защищено. Согласно германскому праву договор имеет

юридическую силу только при условии подписания его лицом, имеющим

представительские полномочия. Это положение действует в тех случаях, когда

после подписания договора представительские полномочия были отозваны.

К сожалению, из-за отсутствия подобных гарантий в России многие

договоры в судебном порядке признаются недействительными лишь только

потому, что заключались лицами, не имевшими на то полномочий. Введение в

действие реестра, содержащего соответствующую информацию, могло бы

существенно облегчить правовой оборот в России и с Россией. Однако

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.