инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;
V формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
V срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных
инвестициях в России;
V принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
V создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении
сделок "под ключ";
V создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
V разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его
полной конвертируемости.
Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку
национальных и иностранных инвестиций.
3. Выводы по главе
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в
российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания
в России цивилизованного, социально ориентированного общества,
характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может
привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой
управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и
привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране
современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для
покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно
и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций
жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из
современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада
производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь
в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении
потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в
развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,
проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной
управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,
достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных
стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение
общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют
российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного
капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только
для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том,
чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному
капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола
властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные
условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из
необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует
значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских
федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и
финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической
и законодательной ситуации и создание эффективного экономического
законодательства; организацию эффективного внутрироссийского рынка
капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным
сектором.
1. Структура инвестиций в 1999-2001 гг. (%)
|Показатели |на 1 июля |
| |1999г. |2000г. |2001г. |
|Финансовые вложения предприятий и организаций |100 |100 |100 |
|(без субъектов малого предпринимательства), в | | | |
|том числе: | | | |
|долгосрочные инвестиции |44,6 |31,6 |14,3 |
|краткосрочные инвестиции |55,4 |68,4 |85,7 |
|Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов|100 |100 |100 |
|малого предпринимательства), в том числе | | | |
|инвестиции в основной капитал |83,8 |83,9 |83,2 |
|капитальный ремонт основных фондов |14,9 |14,1 |15,7 |
|инвестиции в нематериальные активы |1,2 |1,2 |0,8 |
|инвестиции в другие нефинансовые активы |0,1 |0,5 |0,3 |
2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
|Показатели |Финансо| |Инвести| |Другие | |
| |вые | |ции в | |инвести| |
| |вложени| |основно| |ции | |
| |я | |й | | | |
| | | |капитал| | | |
| |на |на |на |на |на |на |
| |1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|
|Инвестиции всего |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|в том числе по |75,4 |84,9 |53,5 |49,3 |86,7 |89,9 |
|источникам | | | | | | |
|финансирования - | | | | | | |
|собственные средства | | | | | | |
|из них: | | | | | | |
|прибыль, остающаяся в |45,3 |58,5 |40,6 |48,9 |23,5 |25,4 |
|распоряжении организации| | | | | | |
|(фонд накопления) | | | | | | |
|амортизация |3,6 |1,9 |42,7 |43,7 |27,2 |24,0 |
|привлеченные средства |24,6 |15,1 |46,5 |50,7 |13,3 |10,1 |
|в том числе: | | | | | | |
|кредиты банков |25,0 |16,5 |8,6 |6,4 |4,8 |1,9 |
|из них кредиты |0,9 |0,1 |2,1 |1,3 |3,2 |0,0 |
|иностранных банков | | | | | | |
|заемные средства др. |16,4 |15,1 |20,2 |11,9 |12,0 |3,3 |
|организаций | | | | | | |
|бюджетные средства |1,5 |1,0 |44,2 |37,8 |41,1 |70,4 |
|из федерального бюджета |0,2 |0,1 |11,3 |10,4 |7,6 |11,0 |
|из бюджетов субъектов |1,2 |0,8 |30,7 |25,4 |27,1 |49,0 |
|Федерации | | | | | | |
|средства внебюджетных |1,0 |0,1 |8,2 |9,1 |23,7 |12,4 |
|фондов | | | | | | |
|прочие |56,1 |67,3 |18,8 |34,7 |18,5 |12,0 |
|средства от эмиссии |24,5 |0,1 |0,7 |0,3 |0,3 |0,1 |
|акций | | | | | | |
3. Инвестиции в основной капитал, направленные в развитие отраслевой
экономики и промышленности по крупным и средним предприятиям в 1
полугодии 2001 г. (%)
|Показат| | | | | |1 | | |
|ели | | | | | |полугод| | |
| | | | | | |ие | | |
| | | | | | |1999г. |2000г. |2001г. |
|Инвести| | | | | |100 |100 |100 |
|ции в | | | | | | | | |
|основно| | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30