Рефераты. Общественная мысль 20 века






начала, и перенес его через начальные перевороты

государственного развития, который сохранил

величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой

натуры под гнетом крепостного состояния и на

петровский приказ образовываться - ответил через

сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема

завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на

разные лады, приходит к заключению о возможности

для России иного, отличного от западноевропейского

пути развития. Рассматривает общину и артель как

основы для такого развития, видит в мирской сходке

эмбрион, из которого должна произойти самая широкая

общественность, кладет фундамент для позднейшего

русского народничества, - словом, накладывает

печать своей личности на движение русской

интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки

лет.

Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать

в таких темах как:1) Человек-личность

2) Мораль

4.Анархизм

Анархизм (греч. - безвластие) - политическое

течение, возникшее в 1840-е, выступающее за

уничтожение государства как принудительной формы

власти и замену его свободным, добровольным

объединением граждан. Крупнейшими русскими

теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и

Кропоткин П.А.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -

революционер, основатель и идеолог анархизма и

народничества, участник революционного движения во

многих странах Европы. Выходец из дворян, рано

оставил военную службу и поселился в Москве.

Участвовал в европейских революциях 1848-1849,

дважды был приговорён к смертной казни, но вместо

этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -

в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и

Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор

"Международного альянса социалистической

демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене

государства и установлению анархии. Противник

Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин

изложил свои взгляды, - "Государственность и

анархия". Его взгляды оказали большое влияние на

революционные кружки и организации в России.

Бакунин высказывался против

всякой государственности; он резко выступал и

против какого-либо использования государства

рабочим классом, против марксистского учения о

диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг

“свободной федерации” земледельческих и фабрично-

ремесленных ассоциаций, Бакунин и его

последователи отвергали участие в политической

борьбе в рамках существующих государств,

использование избирательной агитации, парламентов

и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не

понимал ее действительного содержания, ее

экономических и политических условий, подлинной

миссии рабочего класса. Он возлагал главную

надежду на крестьянство и на ремесленные

полупролетарские слои города, на люмпен-

пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и

бунтарская революционность были отражением

недовольства и протеста разоряемых капитализмом

мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х

гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в

понимании роли и задач философии был близок к

позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником

материалистического понимания истории, Бакунин

трактовал марксизм в духе “экономического

материализма”.

В 1873 появилась книга

Бакунина “Государственность и анархия”, которая

оказала значительное идейное влияние на

революционное народническое движение. Бакунин

называл русского крестьянина прирожденным

социалистом и доказывал существование “русского

народного идеала” главные черты, которого он видел

в общинном землевладении в самой идее “права на

землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал

молодежи веру в глубокую и неистощимую

революционность крестьянских масс. Уверяя, что

“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин

подчеркивал недостаточность “частных вспышек”

(хотя считал их безусловно полезными) и указывал

революционной интеллигенции задачу установления

“всеми возможными средствами… живой бунтовской

связи между разъединенными общинами”. Под прямым

воздействием Бакунина сложилось бунтарское

бакунинское направление в народническом движении

1870-х гг. и преобладало в нем в течение ряда лет.

По существу в условиях России того времени

бакунизм был одним из проявлений революционного

демократизма, выражавшего чаяния и мечтания

угнетенных крестьянских масс.

Основной характеристикой власти является отношение

господства и подчинения. Соответственно: власть

есть определенное отрицание свободы подчиненного.

Поэтому проблема власти выражается во

взаимоотношениях господствующего и подчиненного, в

том, насколько первый отрицает свободу второго и

насколько второй позволяет первому это делать.

Проблема власти формирует два основных социально-

психологических типа: личности во власти и

личности подвластной. Государство есть структура,

оформляющая и опосредующая господство личности во

власти. Личность же, находящаяся под властью,

объективно противостоит личности во власти и

выступает как антигосударственная сила. Бакунин

был убежден: общество отчуждения невозможно

"исправить" мирными средствами; необходима

насильственная трансформация. Идею революции

Бакунин вынашивал долгие годы. Еще в 1842 г. в

"Немецком Ежегоднике" под псевдонимом Жюль Элизар

была опубликована статья Бакунина "О реакции в

Германии". Автор в довольно абстрактной форме

проводит мысль: революция есть ни что иное, как

реализация свободы. Статья заканчивается формулой,

которая стала затем девизом всех анархистов:

"Страсть к разрушению есть вместе и творческая

страсть!"1. Чья страсть к разрушению? Это было

ясно с самого начала: страсть личности. Но ответ

на вопрос "Страсть к разрушению чего?" Бакунин

сформулировал лишь к 1868 году: "Революция, такая

как мы ее понимаем, должна в первый же день

уничтожить радикально и окончательно Государство и

государственные учреждения".

Апостол разрушения проповедует: любая форма

государственной власти препятствует свободному

развитию личности. В монархическом государстве

"чиновный мир" притесняет и грабит народ "для

вящей пользы привилегированных, имущих классов, а

также и своих собственных карманов" во имя

монарха. В демократической же республике он "будет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.