начала, и перенес его через начальные перевороты
государственного развития, который сохранил
величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой
натуры под гнетом крепостного состояния и на
петровский приказ образовываться - ответил через
сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема
завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на
разные лады, приходит к заключению о возможности
для России иного, отличного от западноевропейского
пути развития. Рассматривает общину и артель как
основы для такого развития, видит в мирской сходке
эмбрион, из которого должна произойти самая широкая
общественность, кладет фундамент для позднейшего
русского народничества, - словом, накладывает
печать своей личности на движение русской
интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки
лет.
Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать
в таких темах как:1) Человек-личность
2) Мораль
4.Анархизм
Анархизм (греч. - безвластие) - политическое
течение, возникшее в 1840-е, выступающее за
уничтожение государства как принудительной формы
власти и замену его свободным, добровольным
объединением граждан. Крупнейшими русскими
теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и
Кропоткин П.А.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -
революционер, основатель и идеолог анархизма и
народничества, участник революционного движения во
многих странах Европы. Выходец из дворян, рано
оставил военную службу и поселился в Москве.
Участвовал в европейских революциях 1848-1849,
дважды был приговорён к смертной казни, но вместо
этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -
в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и
Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор
"Международного альянса социалистической
демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене
государства и установлению анархии. Противник
Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин
изложил свои взгляды, - "Государственность и
анархия". Его взгляды оказали большое влияние на
революционные кружки и организации в России.
Бакунин высказывался против
всякой государственности; он резко выступал и
против какого-либо использования государства
рабочим классом, против марксистского учения о
диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
“свободной федерации” земледельческих и фабрично-
ремесленных ассоциаций, Бакунин и его
последователи отвергали участие в политической
борьбе в рамках существующих государств,
использование избирательной агитации, парламентов
и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не
понимал ее действительного содержания, ее
экономических и политических условий, подлинной
миссии рабочего класса. Он возлагал главную
надежду на крестьянство и на ремесленные
полупролетарские слои города, на люмпен-
пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и
бунтарская революционность были отражением
недовольства и протеста разоряемых капитализмом
мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х
гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в
понимании роли и задач философии был близок к
позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником
материалистического понимания истории, Бакунин
трактовал марксизм в духе “экономического
материализма”.
В 1873 появилась книга
Бакунина “Государственность и анархия”, которая
оказала значительное идейное влияние на
революционное народническое движение. Бакунин
называл русского крестьянина прирожденным
социалистом и доказывал существование “русского
народного идеала” главные черты, которого он видел
в общинном землевладении в самой идее “права на
землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал
молодежи веру в глубокую и неистощимую
революционность крестьянских масс. Уверяя, что
“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин
подчеркивал недостаточность “частных вспышек”
(хотя считал их безусловно полезными) и указывал
революционной интеллигенции задачу установления
“всеми возможными средствами… живой бунтовской
связи между разъединенными общинами”. Под прямым
воздействием Бакунина сложилось бунтарское
бакунинское направление в народническом движении
1870-х гг. и преобладало в нем в течение ряда лет.
По существу в условиях России того времени
бакунизм был одним из проявлений революционного
демократизма, выражавшего чаяния и мечтания
угнетенных крестьянских масс.
Основной характеристикой власти является отношение
господства и подчинения. Соответственно: власть
есть определенное отрицание свободы подчиненного.
Поэтому проблема власти выражается во
взаимоотношениях господствующего и подчиненного, в
том, насколько первый отрицает свободу второго и
насколько второй позволяет первому это делать.
Проблема власти формирует два основных социально-
психологических типа: личности во власти и
личности подвластной. Государство есть структура,
оформляющая и опосредующая господство личности во
власти. Личность же, находящаяся под властью,
объективно противостоит личности во власти и
выступает как антигосударственная сила. Бакунин
был убежден: общество отчуждения невозможно
"исправить" мирными средствами; необходима
насильственная трансформация. Идею революции
Бакунин вынашивал долгие годы. Еще в 1842 г. в
"Немецком Ежегоднике" под псевдонимом Жюль Элизар
была опубликована статья Бакунина "О реакции в
Германии". Автор в довольно абстрактной форме
проводит мысль: революция есть ни что иное, как
реализация свободы. Статья заканчивается формулой,
которая стала затем девизом всех анархистов:
"Страсть к разрушению есть вместе и творческая
страсть!"1. Чья страсть к разрушению? Это было
ясно с самого начала: страсть личности. Но ответ
на вопрос "Страсть к разрушению чего?" Бакунин
сформулировал лишь к 1868 году: "Революция, такая
как мы ее понимаем, должна в первый же день
уничтожить радикально и окончательно Государство и
государственные учреждения".
Апостол разрушения проповедует: любая форма
государственной власти препятствует свободному
развитию личности. В монархическом государстве
"чиновный мир" притесняет и грабит народ "для
вящей пользы привилегированных, имущих классов, а
также и своих собственных карманов" во имя
монарха. В демократической же республике он "будет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19