Рефераты. Общественная мысль 20 века






каждого, верным и серьезным осуществлением воли

всех". Удовлетворить материальные потребности можно

только "посредством коллективного труда, для всех

обязательного и для всех равного". Праздность

вносит деморализацию и дезорганизацию в общество. В

стремлении Бакунина навязать всем членам общества

"обязательный ручной труд" просматривается своего

рода рефлексия по поводу собственного дворянского

происхождения. Обязательный ручной труд - средство

морального искупления праздности предков. За свою

жизнь Бакунин несколько раз порывался бросить

литераторство и зарабатывать на жизнь трудом

пролетария. В этом отношении весьма показательно то

уважение, с которым русский анархист всю жизнь

относился к своему, французскому предшественнику,

П.Ж.Прудону, вышедшему из ремесленных низов.

Словом, в программном положении о необходимости для

всех членов общества физического труда нашел

отражение бакунинский комплекс "кающегося

дворянина". Бакунин убежден: только в свободном

обществе может развиться качественно новое сознание

свободного человека. Но пока существует государство

- хоть трижды демократическое - сознание человека

не освободится от духа авторитаризма, алчности,

зависти и подхалимства. Свободное бытие определит

свободное сознание. Психология человека изменится в

корне. Внешнее давление свободы наполнит индивида

свободой внутренней. Необходимое тождество будет

достигнуто. Бакунин вообще устраняет власть из

своей модели; место ее занимает транстенденция

свободы. Свобода выступает здесь в качестве

метафизической абстракции, что делает модель

Бакунина схематичной.

Взгляды, теорию Бакунина можно использовать в

таких темах как 1)Свобода человека

2)Мораль

3)Анархизм

4)Человек

5)Гос-во

6)Гос. управление

7) Общество

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842-1921) - князь,

революционер, один из теоретиков анархизма,

социолог, учёный-географ и геолог. В революционном

движении с 1872. Член "Большого общества

пропаганды", вёл пропаганду среди петербургских

рабочих. В 1874 арестован, заключён в

Петропавловскую крепость. В 1876 бежал и

эмигрировал за границу. Жил в Лондоне и Швейцарии .

Разделяя основные принципы родоначальников

анархизма, он, в отличие от П.Ж.Прудона, был

сторонником социальной революции, в которой видел

не стихийный бунт (как считал М.А.Бакунин), а

сознательное действие народа, оплодотворенное

революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе

два враждебных начала: “народное” и

“начальническое”, борьба между которыми составляет

содержание исторического процесса. Поступательное

развитие общества, по мнению Кропоткина,

осуществляется в форме чередования революционных

скачков и эволюционных процессов. Главным

содержанием будущей социальной революции Кропоткин

считал революционное творчество масс, а будущее

общество представлялось ему союзом вольных общин,

объединенных свободным договором. По мысли

Кропоткина, первоочередные задачи социальной

революции составляют: экспроприация всего, что

служит или может служить эксплуатации (в т.ч. и

предметов потребления), установление прямого обмена

городских товаров на сельскохозяйственные продукты,

интеграция труда (обработка земли не только

сельскими жителями, но и городскими, соединение

интеллигентного и физического труда), сочетание

умственного образования с физическим трудом. Анархо-

коммунистическая утопия Кропоткина выражала

интересы мелкого производителя. Анархическая

доктрина Кропоткина непосредственно связана с его

естественнонаучными представлениями. В области

биологии его идеи о взаимопомощи как факторе

эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы

представляли собой развитие одного из важных

направлений дарвинизма. Установив, что все

биологические формы жизни зиждутся на взаимной

помощи и поддержке, Кропоткин перенес это положение

и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин

признавал, что как биологическая, так и социальная

жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная

борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она,

уничтожая старые формы, помогает возникновению

новых, основанных на принципах свободы,

справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба

трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению

Кропоткина, не должна превращаться в борьбу за

власть, которая якобы неизбежно вырождается в

произвол и деспотизм. Сформулированный Кропоткиным

закон взаимной помощи и солидарности лег в основу

его этического учения. Основы человеческой

нравственности он видел в солидарности и

самопожертвовании, а истоки их – в инстинкте

взаимопомощи, который человек перенял из мира

животных. В противовес анархическому

индивидуализму, Кропоткин стремился построить

реалистическую этику (“физику нравов”).

В 1900-09 гг. Кропоткин входил в заграничные

организации русских анархистов, участвовал в

издании пропагандистских брошюр для России,

сотрудничал в анархистских изданиях “Хлеб и воля”

(1903-06, 1909 гг.). В годы революции 1905-07 гг.

выступал в ее поддержку, против карательной

политики царизма. В 1907 в числе немногих русских

эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда

РСДРП. В историческом исследовании “Великая

французская революция 1789-1793” (1909, русский

перевод 1914), явившемся итогом 25-летней работы и

получившем впоследствии высокую оценку В.И.Ленина,

Кропоткин первым показал роль парижских секций и

крестьянского движения в революции. В годы 1-й

мировой войны 1914-18 Кропоткин занимал

оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В

июне 1917 г. возвратился в Россию, в августе

выступил на Государственном совещании в Москве с

призывом к “социальному миру”.

Взгляды Кропоткина можно использовать в таких

темах как

1) Анархизм

2) Гос-во

3) Частная собственность

5.Религиозная философия

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 — 1881)-

русский писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40-

х гг. литературный путь в русле “натуральной

школы” как преемник Гоголя и поклонник Белинского,

Достоевский в то же время впитал в себя

философскую масштабность романтизма и нашёл

жизненное приложение обоим импульсам — социальному

критицизму и максималистскому порыву — в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.