Рефераты. Общественная мысль 20 века






Общественная мысль 20 века

Группа 11 “Е”

Брускова Полина

Сочинение

по обществознанию

на тему

“Развитие обществознания в России ”

26 ноября 2002

1.Запандничество

Западничество- мировоззрение образованной части

российского общества, сформировавшееся в 1830-1840-

х. В основе его лежали: осознание духовного и

исторического единства России и Западной Европы;

признание прогресса человеческой цивилизации как

необратимого движения к лучшему; вера в разум,

способный познавать и использовать законы природы и

общества; признание того, что общественное

устройство может и должно быть усовершенствовано в

интересах личности. Для некоторых западников

характерно критическое отношение к христианской

религии. Западники заложили основы как русского

либерализма, так и радикализма.

Либерализм-

течение общественно-полит. мысли, для которо-

го

характерна ориентация на ценности свободы

личности, правового и полит.равенства , частной

собственности.

Радикализм-образ мыслей в

вопросах полит.жизни, который

не

мирится с компромиссами, противополож-

ными

оппортунизму.

Пётр Яковлевич Чаадаев

(1794-1856)- российский мыслитель и публицист.

Участвовал в Отечественной войне 1812 г., в 1821 г.

принят в Северное общество декабристов, в 1823-26

г.г. за границей. Философско-исторические взгляды

сложились под влиянием идей католического

провиденпровиденциализма и социального

христианства. В главном сочинении - "Философических

письмах" (написаны в 1829-31 г.г.) высказал мысли

об отлученности России от всемирной истории, о

духовном застое и национальном самодовольстве,

препятствующих осознанию и исполнению ею

предначертанной свыше исторической миссии.

Чаадаев всегда привлекал

внимание историков русской мысли.

Чаадаев является ярко

выраженным религиозным философом,

поэтому войти в систему

Чаадаева можно, поставив в центре

всего его религиозную

установку. Не смотря на

религиозность, Чаадаев не

является богословом, он сам

говорит: ” Я, благодарение

Богу, не богослов и не законник, а

просто

философ “.

У Чаадаева была натура

страстная и сосредоточенная нату-

ра, искавшая деятельности, - но не внешней, не

мелочной, не

случайной а всецело и до конца воодушевленной

христианст-

вом. Если один из величайших

мистиков христианского Восто-

ка (Св. Исаак Сириан)

глубоко чувствовал "пламень вещей",

то к Чаадаеву можно применить

эти замечательные слова так:

он глубоко чувсввовал "пламень

истории", ее священное тече-

ние , её мистическую сферу.

В теургическом восприятии и

понимании истории – все своеобразие и

особенность Чаадаева. По теургической Божия,

понятого не в отрыве от земной жизни, а в

историческом воплощении, как установке, Царство

Божие строится при живом участии людей. Основная

богос-Царства Церковь. Действие христианства в

истории во многом остается таинственным, по мысли

Чаадаева, ибо действующая сила христианства

заключена в "таинственном его единстве" (т.е. в

Церкви).

Исходя из теургической

основы своей концепции, Чаадаев решительно защищает

свободу человека, ответственности его за историю

(хотя исторический процесс таинственно и движется

Промыслом), и поэтому решительно выражает против

"суеверной идеи повседневного вмешательства Бога".

Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл

истории, тем настойчивее утверждает ответственность

и свободу человека. Но здесь его философские

построения опираются на его антропологию.

Жизнь (человека, как)

духовного существа, - писал Чаадаев

в одном из своих

"Философических писем", - обнимает собой два мира,

из которых один только нам ведом". Одной стороной

человек принадлежит природе, но другой возвышается

над ней, - но от "животного" начала к "разумному не

может быть эволюции".

Высшее начало в человеке,

прежде всего, формируется благодаря социальной

среде. Человек глубочайше связан с обществом

бесчисленными нитями, живет одной жизнью с ним. Без

слияния и общения с другими людьми мы были бы с

детства лишены разумности и не отличались бы от

животных. Из этого признания существенной и

глубокой социальности человека Чаадаев делает

чрезвычайные, но важные выводы. Прежде всего,

"происхождение" человеческого разума не может быть

понято иначе, как только в признании, что

социальное общение уже заключает в себе духовное

начало, иначе говоря, не коллективность сама по

себе созидает разум в новых человеческих существах,

но свет разумности хранится и передается через

социальную среду. С одной стороны, индивидуальное

эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально

входит в человека от общения с людьми, в существе

своем исходит от того что выше людей - от Бога. Из

этой двойной зависимости человека (от социальной

среды, от Бога) происходит не только пробуждение

разума в человеке, но здесь же находятся и корни

его морального сознания.

Чаадаев всячески

утверждает реальность свободы человека. Однако

свобода человека несет в себе разрушительную силу

и, чтобы подействовала ее разрушительная сила, она

(свобода)

нуждается в постоянном воздействии свыше.

Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он

выразил

лишь попутно, определялись его критикой

Кантинеанства, с одной стороны, а, с другой

стороны, критикой Декартовской остановки на

эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть

"начало искаженное, искалеченное, извращенное

произволом человека". Для Чаадаева источник знания

- "столкновение сознаний", иначе говоря,

взаимодействие людей. Чаадаев, конечно, не

отвергает опытного знания, но весь чувственный

материал руководствуется идеями разума.

Если реальность "высшего сознания" стоит над

сознанием

отдельного человека, - то ключ к этому, кроме самой

метафизики человека, дан в наличности исторического

бытия, как особой форме бытия. Чаадаев подчеркивал,

что христианство раскрывается лишь в историческом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.