Рефераты. Общественная мысль 20 века






работе «Новое средневековье». И для него идея

«собирания» христианского общества в живое «

всечеловеческое» единство предстаёт как

«внутренняя» русская задача», как идея России ,

снимающая все противоречия между Востоком и

Западом. Продолжая традиции специфически «русской

темы- религиозного смысла истории и человеческого

бытия, Бердяев развивает своё понимание

христианского образа мира.

Исходным принципом философии Бердяева является не

материя или идея, а свобода, которая реализуется

в творчестве, является условием творчества. С

этой позиции и исследуется Бердяевым отношение

«общество-личность». Человек- творец, в этом

отношении он подобен Богу. Человек творит свою

жизнь ,свою судьбу, свой мир, самого себя.Однако

сложившееся социальные структуры, являясь

условием жизни человека, становятся препятствием

для его свободы и творчества, превращая его жизнь

в тотальную зависимость от «идола государства»,

«идола коллектива», «идола класса». Любое

организованное и организующее общество враждебно

свободе, отрицание же личностной свободы

превращает жизнь человека в трагическое

отчуждение от общества и самого себя. Особенно

трагично положение личности в России в связи с

собенностью становления и укрепления российской

государственности- сторожевой и оборонительной

,возникшей как способ противостояния в борьбе с

«татарщиной, в Смутную эпоху, в иноземные

нашествия». Российское государство превратилось с

самодовлеющую силу, в отвлеченное начало, не

подчинённое функции народной жизни.

Поэтому для человека и человечества существуют

два пути- или смерть личности, господство

безличности, или «воскрешение человечества», имя

которому будет Богочеловечество как новая

разновидность человеческого рода.

Богочеловечество- это предельный символ

человеческих возможностей, образ- мечта,

сопровождающий человечество ,стремящееся к

«истине- смыслу» собственного существования и

свободе.

Образ богочеловечества – это способ выхода за

рамки объективного мира, это обретение знания о

«лжи» повседневной жизни. Для Бердяева истина- не

результат познания объективного мира, а победа

над вещностью мира объектов и раскрытие в них

духовных смыслов, источником которых является

человек. Обосновывая свою эсхатологию(учение о

конечных судьбах мира и человека), ведущую к

возникновению Богочеловечества, Бердяев

показывает, что сам процесс познания далёк то

традиционно принятой схемы субъект- объектных

отношений, погружающей человека в мир объектов.

Напротив, он считает, что этот процесс вносит

смысл, определяет направление развития.

Поскольку человек у Бердяева как «Другое» Бога

наделён творческими способностями, то смысл

человеческой жизни не в спасении, а в творчестве.

Однако человек как существо историческое

стремится в своей жизни к частным интересам,

используя для их достижения свою творческую

энергию.Тем самым человек отклоняется от

собственного предназначения и становится

материалом и средством истории. История, таким

образом, осуществляется как преступление , в ней

действует эгоизм, и как следствие, борьба, войны,

насилие. История противоречива, предполагает

человеческую свободу и одновременно порабощает

человека. И поэтому неизбежен апокалипсис,

очищение, смерть и воскресение человечества во

имя его возвращения в царство Духа. Историческая

перспектива человечества-«переход в качественно

новый эон вечно становящегося Абсолюта».

Высшим социальном типом является общество, в

котором органически объединены принцип личности

и принцип общности. Такое единение Бердяев

называет «персоналистическим социализмом».

Основанием построения персоналистического

общества и способом преодоления отчуждения

является соборность.

Философию Бердяева можно использовать в таких

темах как 1) Личность

2)Человек

3)Богочеловечество

4) Свобода

5)Творчество

Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) -

общественный деятель, философ, богослов,

экономист. Образование получил в Ливенском

духовном училище, Орловской духовной семинарии,

Елецкой гимназии и на юридическом факультете

Московского университета, который окончил в 1896

г. В 1901-06 г.г. - профессор политической

экономии Киевского политехнического института и

приват-доцент Киевского университета; в 1906-18

г.г - приват-доцент политической экономии

Московского унверситета и профессор политэкономии

Московского коммерческого института; в 1912 г.

защитил докторскую диссертацию "Философия

хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в

конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-

25 г.г. - профессор церковного права и богословия

на юридическом факультете Русского научного

института в Праге; с 1925 г. до конца жизни -

профессор богословия и декан православного

богословского института в Париже, один из

идеологов Русского Христианского студенческого

движения - обновленческого движения в

православной церкви за рубежом.

Сущность христианского социализма состоит в

признании религиозной значимости безликих

социально-политических структур. Христианский

социализм по сути дела есть христиански

осмысленная социальная этика.

Христианский социализм имеет два основных

измерения.

1. Либеральное измерение, основанное на уважении

к свободе человека с соответствующей поддержкой

таких социально-политических структур, которые

обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь

понимается как культура уважения к внешней

свободе человека, не нарушающей свобод других

людей. Сущностью права полагается свобода.

2. Социальное измерение, основанное на

организованной заботе о слабых членах общества.

С. Булгаков писал: "Православная Церковь

определила свое отношение к социальному вопросу.

Правда, доселе так и не было дано

«вероучительного определения» о природе

социализма ни в русской церкви, ни во вселенском

православии. Но социализм, как социально-

экономическая доктрина, вовсе и не является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.