Рефераты. Общественная мысль 20 века






ортодоксальных ревнителей “чистоты” марксистского

учения 19 в. выглядело всего лишь кощунственным

“ревизионизмом”, а не оригинальной филос.

системой 20 в. , впитавшей в себя достижения

позитивизма (включая Спенсера) и неопозитивизма,

классич. филос. агностицизма Беркли, Канта, Юма,

конкр. наук — физики, биологии, психологии,

социологии, математики и др. Уходя от решения

пресловутого “осн. вопроса философии”, т. е. от

различения материи и духа, бытия и сознания,

физич. и психического (Б. считал обществ, бытие и

обществ, сознание тождественными) , он, как и

многие мыслители эпохи модерна, обращался к

категории “чистого опыта”, или “чистого

сознания”, представленного в разл. феноменальных

формах. Так, отношение познающего субъекта к опр.

явлениям или фактам зависит не только от их

совокупности, но и от их состояния. Поэтому

реальность геом. фигуры и природного явления,

истор. деятеля или естеств. языка — различны по

своей природе; для каждого вида реальности

существует своя форма индивидуальной и социальной

организации опыта.

Отсюда неизбежная

релятивность человеч. познания, целиком

зависящего от господствующих форм организации

опыта. По существу, богдановская философия и

теория познания идейно созвучны феноменологич.

исканиям рубежа 19—20 вв. — Брентано, Гуссерля и

др., — с тем различием, что Б., как представитель

рус. культуры и философии, наследовавший филос.

радикализму революц. демократов и народников и

являвшийся современником рус. символистов, делал

упор не столько на освоение (и отражение)

изменчивой и затемненной превращенными идеол.

формами реальности, сколько на ее преобразование,

творч. пересоздание средствами культуры.

Центр, смыслообразующим компонентом богдановской

философии культуры является понятие “организации

опыта”. Вся история человечества и его культуры —

это история организационных форм, с помощью к-рых

происходит приспособление человека к окружающей

его природной среде. Первичное организационное

приспособление человеч. об-ва определяется

социальным инстинктом, внешне объединяющим членов

об-ва в нек-рое обществ, целое. Гораздо более

сложная задача стоит перед внутр. организацией

общества — сделать понимаемое и переживаемое

каждым членом общества общим достоянием и для

других членов, сохранять и передавать

коллективный опыт во времени и в пространстве.

Эту задачу выполняет вторично-организационное

приспособление об-ва к окружающей среде, каковым

и является культура. Культура превращает об-во в

качественную целостность, в к-рой результат

больше слагаемых, именно культура сохраняет,

оформляет, закрепляет и развивает данный тип

организации об-ва. Опр. истор. тип культуры

представляет функциональное единство всех ее

форм: взаимосвязанными являются тип труда, тип

поведения, тип мышления, тип чувствования, тип

личности, тип используемой об-вом техники, типы

науки, искусства, религии, морали, права, по-

своему выполняющих разл. и в то же время

взаимосвязанные организационные функции в

обществе. Получаемые в об-ве культурные продукты,

находящиеся в соответствии с его устройством,

служат для него организационным продуктом, т. е.,

будучи производными от коллективного опыта, они

сами организуют обществ. жизнь, сохраняя и

воспроизводя модель опр. истор. типа об-ва.

Созданная Б. типология

культуры носит эволюционистский характер и

представляет собой аккумуляцию: 1) Марксовой

теории формаций, 2) гегелевской триады

(включающей тезис, антитезис и синтез) и 3)

классич. после Конта позитивистской теории “трех

стадий” (теологич., метафизич. и позитивной). Три

идеальных истор. типа культуры, по Б., —

авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический)

и коллективистский, развивающиеся

последовательно, один из другого. Высший тип

культуры — коллективистский соответствует

социалистич. об-ву; он призван синтезировать

первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно

развитым в условиях капиталистич. обмена

культурным индивидуализмом, эгоизмом; преодолеть

мифол. или ре-лиг. авторитаризм, стремящийся все

обществ, явления связать с некоей мистич.

“первопричиной” и страдающий “натуральным

фетишизмом”, как и “отвлеченный фетишизм” бурж.

об-ва, с его стихийно-хаотич. произволом

автономных личностей, разрушающим единство

общества, атомизирующим его. В коллективистском

об-ве рутинный труд отомрет, рабочий станет не

только исполнителем, но и организатором трудового

процесса, что сблизит его с инженером; научная

организация труда превратит индивидуальное

творчество в средство совершенствования обществ,

целого, а коллективистские организационные задачи

определят цели и перспективы индивидуального

труда. Исходной базой коллективистского об-ва, по

Б., является “пролетарская культура”, еще

несовершенная, искалеченная бурж. отношениями, но

потенциально свободная от “властных фетишей”

любого рода и имманентно несущая в себе

организационно-коллективистское начало будущего

об-ва, формирующая новый тип труда и новые формы

обществ, и производств, отношений.

Для торжества “пролетарской

культуры” в ближайшем будущем, по мнению Б.,

необходимо соблюдение неск. условий: 1)

достижение демократизации знания, переосмысление

и систематизация прошлого с т. зр. представлений

о мире как органич. единстве практич.

деятельности и творчества; 2) освобождение от

фетишизма в сознании (пережитков религ. или

религиопо-добного культа в науке, искусстве,

морали, философии, политике), в т. ч. всех

разновидностей авторитаризма, вождизма,

апологетики и т. п.; 3) достижение

коллективистского подхода во всех сферах жизни и

культуры, включая науку, искусство, мораль, быт,

общественно-полит. жизнь. Практич. задача

интеллигенции в переходный от капитализма к

социализму период — всемерно поддерживать и

развивать “пролетарскую культуру” со всеми

присущими ей атрибутами и ростками нового. Для

этого необходимо создать новую Энциклопедию,

призванную сыграть такую же революц. роль в

формировании мировоззрения и мирооотношения

нового человека, какую сыграла в 18 в. Франц.

энциклопедия, подготовившая Великую Франц.

революцию. Этой же цели должны служить

организуемые по всей стране организации

Пролеткульта, пробуждающие массы к худож.,

научному и истор. творчеству; пролетарские унты,

не только ликвидирующие неграмотность, но и

образующие универсально разностороннюю, творч.

личность, органически вписанную в

коллективистское, научно организованное об-во.

При этом Б. рассматривал “пролетарскую культуру”

как некий идеальный тип культуры, а не наличное

состояние культуры пролетариата, далекое от

эталонных представлений. Наблюдая за процессами

культурной революции в Советской России, за

многими тенденциями деятельности созданного по

замыслу самого Б. Пролеткульта, осмысляя

культурную политику большевистского руководства

(при Ленине, а затем и Сталине), Б. с горечью

констатировал консервативный откат молодой

советской культуры в доиндивидуалистич.,

авторитарную эпоху — вместо прорыва в культуру

коллективистскую; возвращение к своего рода

культурному феодализму — вместо восхождения к

культурному социализму. Стройная организационная

теория Б. оказалась красивой и умной утопией,

апеллировавшей к саморазвивающейся человеч.

практике, но с текущей истор. практикой далеко и

трагически разошедшейся. Символично, что единств,

творч. делом, оставшимся возможным и реальным для

Б. — ученого, стало переливание крови из одного

организма в другой — модель искусственного

обновления старых, изношенных форм за счет

привнесения в них нового содержания. Теория

“пролетарской культуры” была подобна во многих

отношениях этой модели: прививая традиц., а во

многом и патриархальному об-ву идеи и навыки

высшего, научно организованного коллективизма,

богдановская философия культуры теоретически

исходила из оптимистич. прогноза рез-тов

проводимого эксперимента по “переливанию

культуры” и не учитывала меру практич. риска,

поскольку эталоном ей служила марксистская

формула революц. насилия как “повивальной бабки

истории”. Опыт “переливания” оказался гибельным —

и для теоретика, и для практики.

Философию Богданова можно использовать в таких темах :

1) Социализм

2) Идеи марксизма

3) Философия культуры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.