достоинстве человеческой личности, носящей образ
Божий, христианство утвердило непоколебимые
основы всякого освободительного движения - идеал
свободы личности. Идеал свободы личности и
уважения человека к человеку и должен быть
руководящей идеей христианской политики в области
отношений как политических, так и экономических".
Задачи христианской политики могла бы решать
христианская общественность, а пока
предполагаемый "Союз христианской политики" мог
бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле
реализации "правды социализма" с
социалистическими и социал-демократическими
партиями. Члены предполагаемого СХП могли
вступать в другие партии, чтобы там продвигать
идеи христианской политики. Опасаться следовало
только превращения социализма в псевдорелигию,
что и произошло несколько позже в России. Самому
СХП не обязательно было становиться политической
партией, он мог бы быть фактором формирования
христианской общественности.
Христианскую общественность с ее "новым
религиозным сознанием" не так легко определить.
Но можно попытаться это сделать, исходя от
противного. Так С. Булгаков писал: "В среде
христиан, вернее, лжехристиан, существуют только
два отношения к общественным и политическим
вопросам: или черносотенное, или
мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих
истины христианства есть немало лиц, вовсе не
индифферентных к общественности и принимающих
горячее участие в делах современности, но они
делают это не как христиане, а как политики,
выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело".
Задача, таким образом, состояла в том, чтобы
создать новое (третье) измерение в христианском
сознании, которому бы соответствовало
христианское осмысление "правды социализма" и
прав человека.
В одной из своих поздних книг "Православие" он
писал: "Пророки Израиля имели в составе своей
проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без
основания видят ранних провозвестников
социального христианства на ветхозаветной
основе". "В православном предании, в творениях
вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно
достаточное основание для положительного
отношения к социализму, понимаемому в самом общем
смысле, как отрицания системы эксплуатации,
спекуляции, корысти". Русский социализм оказался
безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной,
так сказать, свободный и демократический
социализм, и, думается нам, его не миновать
истории. И для православия нет никаких причин ему
противодействовать, напротив, он является
исполнением заповеди любви в социальной жизни".
Философию Булгакова можно
использовать в таких темах
как : 1) Свобода
2)Мораль
3)Христианский
социализм
6.Марксизм
Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и
Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать
неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата
как его могильщика, победу социалистической
революции, установление диктатуры пролетариата,
строительство социализма и коммунизма. За рубежом
были созданы первые русские марксистские
организации: русская секция I Интернационала,
затем группа "Освобождение труда". С выходом в
свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм
стали изучать в рабочих кружках. С 1883
марксистские организации появляются в России -
студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным
теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под
руководством которого началось осуществление
теории на практике. На идеологической основе
марксизма формируются "Союз борьбы за
освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть
увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е
эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь
показала утопичность множества положений
марксизма, социализм рухнул в СССР и в др.
странах.
Плеханов Георгий Валентинович - русский публицист
и политический деятель. (1857- кончил курс
юнкерского училища, затем поступил в горный
институт в Петербурге; там он познакомился с
бунтарями-народниками и начал пропаганду в
кружках рабочих. Во время демонстрации на площади
перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря
1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против
правительства. После произнесения речи он успел
переменить шапку, закутаться в башлык и
неузнанным скрыться с площади. После этого
Плеханов тотчас же перешел на нелегальное
положение. Скоро он занял выдающееся положение в
партии Земли и Воли и стал членом редакции
журнала "Земля и Воля", в котором поместил, между
прочим, статью: "Законы экономического развития и
задачи социализма в России", излагавшую программу
партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть
сторонником крестьянского социализма, верящим,
что крестьяне в России по природе своей
социалисты и вполне уже готовы к революции,
Плеханов отличался от других товарищей по партии,
тем, что особенно дорожил пропагандой среди
рабочих, видя в них, впрочем, не представителей
пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих
тесные связи с деревней.
Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще в
народнически -бунтарский свой период и уже тогда
принимавший марксизм, но толковавший его на
народнический лад, Плеханов к этому времени
сделался ортодоксальным марксистом и пришел к
выводу, что если в России возможна революция, то
только в тот момент, когда созреет пролетариат. В
1883 г. Плеханов, вместе с Верой Засулич, Дейчем
, Аксельродом и Игнатовым , основал группу
"Освобождение труда". Вполне социал-
демократическая по своей программе и задачам, она
была скорее группой издательской, чем партийной.
Первым ее изданием была замечательная брошюра
Плеханова "Социализм и политическая борьба", в
которой развиты основные принципы социал-
демократизма. В противоположность старым
народникам и позднейшим экономистам, признававшим
только борьбу экономическую, Плеханов доказывал,
что борьба за освобождение рабочего класса,
которое должно быть вместе с тем освобождением
человечества, возможна только на почве социал-
демократического учения и в форме борьбы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19