Рефераты. Общественная мысль 20 века






желательный для всех закон. Если западноевропейский

рационализм видит основу взаимно согласного

поведения людей в подчинении долгу, то русская

философия благодаря Хомякову ищет основания

нравственного поведения отдельного человека в том,

что безусловно желательно для всех. Рациональный

нравственный императив, подчиняя всех долгу, лишает

индивидуальность полноты ее конкретного бытия,

соборность же, как духовное единство предполагает

незаменимость и самоопределенность своих частей. С

соборностью в философию входит понятие целостности

человека не только как самодостаточности, но как

конкретности, как конкретного факта бытия. Это

становится определяющей антропологической идеей

русской философии.

Соборность, следовательно, есть такое единство,

которое и предполагает индивидуальность, и создает

условия для ее сохранения и развития. В соборном

общении человек находит “самого себя, но не в

бессилии своего духовного одиночества, а в силу

своего духовного, искреннего единения со своими

братьями, со своим Спасителем”. Для Хомякова важно

переживание человеком себя на пути к своему

истинному Я, которое звучит как в хоре. Нет хора

без разных голосов, но хор - это не разноголосица,

это гармония голосов, сливающихся в едином заданном

звучании. Соборность есть свободное единство разных

индивидуальностей. В ней, в истинной, невидимой

Церкви человек находит “себя в своем совершенстве

или, точнее, находит в ней то, что есть

совершенного в нем самом - Божественное

вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой

нечистоте каждого отдельного личного существования.

Это очищение совершается непобедимою силою взаимной

любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть

Дух Божий”. Так субъективная целостность

осуществляется в целостности объективной. Поэтому

Хомяков определяет человека как “ стремящегося

быть”. “Существенное свойство человека, как он

вышел из рук своего Творца, составляет нравственная

свобода, свобода выбора между любовью к Богу и

эгоизмом... Этим выбором определялось окончательное

отношение конечного человеческого разума к его

источнику, к Богу, в стремлении к которому и

заключалось единственно разумное применение

дарованной человеку свободы”, - пишет Хомяков.

Единое Сущее, открывая в соборном единстве свои

коренные свойства, - любовь, свободу и бессмертие,

- открывает одновременно и коренное свойство

человека, его свободу. Основание свободы человека

находится, считает Хомяков, в разумной воле как

фундаменте личности. Свобода для человека выступает

прежде всего как отрицательное понятие, содержание

которого осмысляется человеком с утратой воли,

когда человек оказывается в объективациях,

ограничивающих свободу. Мир вещественный

(центробежная сила) и есть эти ограничения, которые

заставляют человека понять, что есть свобода. Но

она есть не в этих объективациях, не там, где

действует центробежная сила, которая обнаруживает

ее наличие, а там, где действует

центростремительная нравственная сила. Нравственная

сила преодолевает объективации, она открывает

человеку ничем не ограниченное духовное единство, в

котором и живет свобода. Основание этого единства -

содержание нравственного закона любви к Богу и в

Боге. Таким образом метафизический человек Хомякова

- человек соборный, незаменимая конкретность, без

которой не может быть духовного единства в Боге, не

может быть богочеловечества. Этот человек является

целью мироздания, он удерживает мироздание в

гармонии, осуществляя закон любви. По мысли

Хомякова, на двух противоположных концах мироздания

находятся две личности - абсолютная и человеческая,

на их взаимном тяготении основывается целостность

мироздания. В своей философии Хомяков развивает

антропологический принцип Чаадаева, состоящий в

сознательном подчинении человека высшей

целостности, в отказе от своей изолированности во

имя целого. Соборный человек Хомякова, преодолевая

соблазн обособленности, выражает себя в служении

общему делу любви и гармонии, свободному единству в

Боге. Лейтмотив его соборного человека выражен

словами Христа: “Сберегший душу свою потеряет ее, а

потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”. А

судьба души - это жизнь человека, таким образом,

соборный человек Хомякова воплощает метафизически

обоснованный смысл жизни, всеобщий для

эмпирического существования.

Таким образом, человек имеет два направления для

самореализации: разнообразный вещественный мир и

единый соборный мир свободы. В первом из них

индивидуальность не развивается полноценно, о чем

свидетельствует, по мысли Хомякова,

рационалистический взгляд на человека; во втором

человек выступает незаменимой конкретностью, живой

индивидуальностью, которая свободно находит себя в

единстве любви. Хомяков убежден, что “свобода не

есть какая-нибудь стихийная сила, разлитая в

природе: она есть принадлежность сознающего и

волящего Я, или, говоря короче, она есть

принадлежность личности, которая получила в

христианстве столь высокое развитие: здесь личность

высоко поднята над миром явлений, наделена

бессмертием и получила высший смысл своего бытия в

виде нравственного бесконечного совершенствования

по закону любви; а т.к. любовь есть начало

альтруистическое, то для осуществления ее отдельные

личности соединены в одно общество - церковь, где

свобода и единство находят свое высшее примирение в

законе любви. Таким образом, Церковь является

институтом по преимуществу нравственным, чем она

отличается от государства, которое строится на

формально-юридической основе” . Свобода как

сущностное свойство человека не имеет смысла для

ценности субъективной, ибо сам для себя человек ни

свободен, ни несвободен, только будучи включен в

конкретные связи, объясняющие ему его самого, он

может быть свободным или нет. По Хомякову, соборное

единство и есть те конкретные связи, которые

воплощают закон Сущего. Это вера “зрячего разума”,

высшее проявление духовных сил человека. “Любовью

сердца мы должны вызвать к жизни полноту истины и

праведности Христа и церкви, и тогда наши глаза

откроются и мы будем обладать разумом в его

полноте, постигающим сверхрациональные принципы и

их связь с рациональными аспектами существования”,

- так говорит Н.О. Лосский о взглядах Хомякова на

объективную целостность человека, в которой

реализуется его свобода.

Философские взгляды А.С. Хомякова можно

использовать в таких темах,как:1)Человек-

индивидуальность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.