Рефераты. Класифікаційні суспільства та їх роль у забезпеченні безпеки мореплавства






Обычными (normal) операциями являются операции, обеспечивающие функционирование СУБ (например, ознакомление членов экипажа с судном, досмотр судна с целью обнаружения посторонних лиц и предметов, контроль документации СУБ, внутренние про верки СУБ и пр.).

Специальными или особыми (special) операциями являются операции, при которых ошибки могут стать явными только после того, как они привели к возникновению аварий ной ситуации или несчастного случая (например, организация вахтенной службы на ходу и на стоянке, прием-высадка лоцмана, постановка на якорь, грузовые операции, укладка и крепление груза, швартовные операции, ремонт и докование судна, ремонт оборудования и др.).

Критическими (critical) операциями являются операции, при которых ошибки могут вызвать аварийную ситуацию для судна, людей, груза и окружающей среды или несчастный случай.

Для примера приведем перечень критических судовых операций, идентифицированных в рамках Системы Управления безопасностью (СУБ), качеством и охраной окружаю щей среды одной из судоходных компаний, а именно:

• плавание в стесненных условиях и районах интенсивного судоходства;

• плавание в узкостях, проливах и каналах;

• плавание в реках и прохождение шлюзов;

• плавание в условиях ограниченной видимости;

• плавание в тяжелых погодных условиях;

• плавание во льдах;

• плавание в условиях буксировки;

• перевозка опасных грузов и вредных веществ;

• грузовые операции;

• бункеровка судна;

• вход и работа в замкнутых пространствах;

• работы на высоте.

• работы за бортом.

• спуск и подъем спасательных шлюпок.

• мойка и дегазация топливных и балластных танков.

• подготовка и эксплуатация судовых технических средств (СТС).

• эксплуатация главного двигателя при выходе из строя, одного или более цилиндров, газотурбонагнетателя;

• работа в картере и цилиндре ГД.

• предотвращение и ликвидация возгорания в подпоршневых пространствах ГД.

• предотвращение повреждения механизмов, разрыва трубопроводов и систем под давлением (котлов, воздушных и холодильных компрессоров, баллонов, теплообменных аппаратов и их систем и т.п.);

• предотвращение утечки и действия в случае утечки воды из котла;

• безопасные зарядка, разрядка и хранение аккумуляторов.

Аварийной или чрезвычайной (emergency) ситуацией является ситуация, которая привела к потере или повреждению судна, груза, оборудования или другого имущества, к загрязнению окружающей среды, а также к гибели или травматизму людей (например, взрыв, пожар, повреждение ГД, внезапный крен судна, течь, посадка на мель, смещение груза, выход из строя рулевого устройства и/или гирокомпаса, обесточивание судна, чело век за бортом, несчастный случай, безбилетные пассажиры и невозвращенцы, угроза нападения или нападение злоумышленников и пр.).

Опасной (hazardous) ситуацией является ситуация, которую удалось взять под контроль на грани аварии, несчастного случая или загрязнения окружающей среды, иногда называется "граничащая с потерей" (near miss).

В издании ICS/ISF «Guidelines on the application of the IMO International Safety Management (ISM) Code», приводится перечень судовых операций, для которых рекомендуется разрабатывать операционные процедуры в документальном виде. Этот перечень разбит на следующие основные группы судовых операций, а именно:

• общие;

• судно в порту;

• подготовка судна к выходу в море;

• судно в море;

• подготовка судна к заходу в порт.

В соответствии с требованиями СУБ на каждом судне компании должен быть Комитет по Безопасности и Управлению (КБУ), сформированный и возглавляемый капитаном.

Основная цель КБУ - повышение знаний экипажа по вопросам охраны здоровья безопасности и охраны окружающей среды.

Работы, выполняемые на судне, могут быть опасными, если:

• оборудование имеет дефекты или некорректно используется;

• средства и материалы имеют дефекты;

• место работы забрызгано грязью, маслом или водой;

• нарушены правила техники безопасности.

При выполнении работ должны быть соблюдены следующие меры предосторожности:

• место работы должно быть чистым от выступающих частей, низко расположено и ограждено соответствующими предупреждающими знаками;

• палубы и проходы должны держаться в чистоте и быть свободными от скользких веществ;

• гидравлические трубы на палубе должны тестироваться регулярно для предотвращения течи масла;

• в холодных климатических районах специальное внимание должно быть уделено проходам для предотвращения образования льда;

• мусор должен быть убран с палуб;

• потрескавшаяся краска должна быть удалена и на ее место нанесено новое покрытие;

• поручни и ограждение должны быть в хорошем состоянии. Опасное для работы место должно быть ограждено, достаточно освещено и обозначено предостерегающими сигналами для привлечения внимания.

Освещение должно быть:

• в рабочем состоянии;

• достаточно ярким;

• хорошо размещено и закреплено;

• иметь противогазовую и противоударную защиту.

Если работы выполняются в трюмах, то необходимо чтобы-

• ограждение твиндеков и комингсов трюмов было установлено на штатных местах и хорошо закреплено; • крышки трюмов и твиндеков (если необходимо их открытие) были полностью открыты и взяты на стопора; • трапы и их ограждение, поручни и площадки были в хорошем техническом состоянии;

• достаточное освещение было бы установлено;

• грузовые помещения не содержали вредных газов или веществ. Для машинных и насосных от

делений необходимо:

• содержать их в чистоте и свободными от загрязнений нефтью;

• пространство между пойолами должно быть чистым и не содержать остатков нефти;

• любые течи топлива, масла, пара и воды немедленно устранять;

• содержать их свободными от вредных газов и веществ. Персональные средства защиты включают:

• рабочие костюмы или комбинезоны;

• нескользящие ботинки или туфли с металлической вставкой для предохранения стопы от повреждения при падении на нее тяжеловесного предмета;

• каски;

• предохранительные очки;

• рабочие перчатки;

• дополнительные средства защиты при работе с вредными жидкостями или материалами.

Безопасные рабочие средства или устройства должны быть исправными и предназначенными для выполнения конкретной работы.

Специальное внимание должно быть обращено на использование силовых средств таких как лебедки (в том числе и переносные), домкраты, краны, электрические устройства вентиляторы и т.д.

Переносные электрические устройства должны:

• использоваться только обученным персоналом;

• при включении не подпрыгивать или перемещаться;

• быть заземлены;

• соединяться электрическими кабелями, которые должны быть соответственно за креплены, не иметь разрывов, испытаны на требуемое сопротивление изоляции.

При работе в закрытых помещениях, необходимо:

• проверить состояние атмосферы. Содержание кислорода должно быть не менее 21% и взрывчатого газа не более 1%;

• выставить лицо для страховки и передачи сообщений;

• иметь у входа в закрытое помещение изолирующие дыхательные аппараты и страховочные пояса с длинным линем для подъема пострадавших;

• оформить Разрешение на вход и работу в закрытых помещениях:

• одновременный вход в помещение разрешить 2-м лицам.

Капитан и каждое лицо командного состава всегда должны помнить, что перед началом выполнения опасных работ, на судне следует их должным образом планировать и обсуждать с привлечением лиц, которые будут выполнять поставленную задачу.

Очень важным при разработке планов судовых операций, руководств, процедур и рабочих инструкций является правильное указание ссылки на нормативный документ или элемент нормативного документа, в соответствии, с требованиями которого был разработан этот план или процедура. Так, например, в процедурах регламентирующих действия по предотвращению загрязнения, необходимо указывать, что каждое судно имеет одобренный Администрацией (или признанной организацией по ее поручению) SOPEP (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan), разработанный в соответствии с требованиями Правила 26 Международной Конвенции MARPOL - 73/78, Annex 1.


3. Надёжность оператора при использовании автоматизированных систем


Надежность функционирования системы "человек-машина" обусловлена надежностью работы, как оператора, так и технических звеньев системы. Качественно надежность можно рассматривать, как способность системы выполнять требуемые функции в заданный промежуток времени в определенных условиях эксплуатации. Количественно надежность выражает вероятность безотказной работы устройства в течение заданного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации.

Абсолютно надежных систем не существует. Поэтому надежность любой системы меньше единицы.

В случае последовательного соединения элементов надежность системы равна произведению вероятностей безотказной работы отдельных звеньев



Где ps - надежность всей системы;

p1, p2, … , pn - надежность отдельных элементов системы.


Рис. 3.1. Ручное резервирование


Это свидетельствует о том, что в ряде случаев усложнение системы влечет за собой снижение ее надежности. Однако в принципе имеется возможность создать более надежные системы из менее надежных элементов. Одним из важнейших методов повышения надежности системы является резервирование. Существуют различные виды резервирования.

На рис. 3.1. показана схема резервирования элемента В, последовательно соединенного с элементом А. При выходе из строя В оператор вручную переключает устройство на резервный элемент В'. Вероятность безотказной работы системы ручного резервирования можно определить:



Где рP - полная вероятность безотказной работы системы;

рА - вероятность безотказной работы элемента А;

р0 - вероятность своевременного использования резерва (зависит от человека);

рв - вероятность безотказной работы элемента В;

рв’ - вероятность безотказной работы элемента В'.

При холодном или автоматическом резервировании функцию человека выполняет технический элемент С. Формула надежности аналогична, однако вместо р0 фигурирует рс;

рс - вероятность безотказной работы элемента С. Горячее резервирование заключается в параллельном подключении нескольких элементов. Полная вероятность безотказной работы системы определяется:



Существуют и другие методы повышения надежности, та кие, как приработка деталей системы перед постановкой в схему, профилактический контроль, и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.