Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






Главным статистиком первой Думы считается ее депутат Н.А.Бородин. Проанализировав данные о 448 депутатах, он пришел к выводу, что первая Дума на ⅔ состояла из интеллигентов и на оставшуюся треть – из крестьян и рабочих.[66] Иначе выглядел сословный состав депутатов: «45,5% - крестьяне, 36,7% - дворяне, доля других социальных групп не превышала 5%…..По профессиональной деятельности 109 депутатов были землевладельцами (21,9%), 120 – земледельцами (24%). Под понятие «интеллигенция» попадало 153 депутата ( 30,7%), рабочие составили всего 5% (25 человек)»[67]. Интересно, что, судя по данным, приведенным Н.А.Бородиным[68], из депутатов первой Думы 189 человек получили высшее образование, 62 – среднее. Россмотрев профессиональную составляющую депутатов, Н.А.Бородин делает вывод: «…наличность в Думе талантливых юристов, специалистов по всем отделам юриспруденции, и создает ту спокойную и полную достоинства умелую защиту народных прав и конституционных начал, которая особенно ценна для нашего молодого парламента, явившегося одновременно и законодательным учреждением, и высшей практической политической школой для вновь нарождающихся граждан земли русской».[69]

«Российское народное представительство было одним из самых молодых в Европе: 77,6% депутатов Думы было от 30 до 50 лет»[70].

Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических
представителей из многих стран. Прибыл царь и произнес речь по случаю открытия Думы. Речь эта, по словам очевидца, "произвела  на всех тягостное впечатление"[71] «Выступление царя разительно отличалось от предложенных ему текстов….Николай поступил парадоксально: вместо того, чтобы в такой     день обнародовать декларацию о намерениях власти по отношению к Думе, чего ждали от него многие, он втайне подготовил другую речь….Его речь не была политической программой, в ней содержалось лишь приветствие в адрес «лучших людей» России.»[72]

Появление первого законодательного представительного учреждения в России, за что боролись десятки лет лучшие представители русского общества, вызвало подлинный шквал приветствий от групп россиян, ученых советов университетов, городских дум и земств. Новый парламент приветствовали парламенты других стран. Так, 30 июня 1906 г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента – лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела туда отбыть, так как I Дума была распущена царем.

Учрежденная в ходе революции 1905-1907 гг., Государственная дума с самого начала фактически стала центром легальной борьбы общественных интересов, выразителями которых являлись политические партии. Уже на второй день работы  I Думы при выборах ее председателя депутаты голосовали согласно принадлежности к одному из политических направлений – консервативному, либерально-оппозиционному или революционному. Тем не менее парламентская деятельность представленных в Думе партий формально никак не регламентировалась. Ни в «Положении об учреждении Государственной Думы», регулировавшем процедурные вопросы, ни в «Наказе думской деятельности»[73], касавшемся организации ее внутренней жизни, не предусматривалось создание каких-либо самостоятельных партийных фракций или групп. В соответствии с этими документами вся парламентская деятельность сосредоточивалась в специальных отделах и комиссиях. Определялось и минимально необходимое число депутатов, которые могли инициировать рассмотрение в Думе вопросов об отмене или изменении действующего закона или о принятии нового. Для этого требовалось подать на имя председателя Думы заявление, подписанное 30 депутатами. Такой же порядок был установлен и для обращений с запросами к правительству. Все это побуждало депутатов к объединению в партийные фракции и группы по политическому признаку.

Первым значительным политическим шагом депутатов I Государственной думы сразу после открытия ее заседания 27 апреля 1906 г. стало принятие адреса на имя царя, где содержалась программа преобразований, явно неприемлемых для власти. Так, заняв первенствующее положение в Думе, кадеты в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили
требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным,
установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина.[74] Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину. [75]

13 мая 67-летний председатель Совета министров  с трудом поднялся на трибуну и на все требования послания ответил категорическим «Нет!»[76].  Даже консерваторы были обескуражены. Вот что, к примеру сказал во время обсуждения выступления И.Л. Горемыкина депутат Ледницкий: «Мы, обращаясь к Престолу с нашими лучшими мыслями и пожеланиями, искренно высказали только то, что от нас требовала и ждала страна….мы прежде всего получили урок:»всяк сверчок знай свой шесток»…Нам сказали: «Вы помните, что вы можете действовать исключительно только в пределах тех рамок, которые для вас установлены», а мы думали, что мы здесь затем, чтобы потушить пожар, который готов разгореться в стране, что мы призваны спасти страну от того страшного водоворота, в который легкомысленными руками власти вот уже два года народ толкается»[77].   Дума в ответ на речь председателя Совета министров приняла резолюцию с выражением недоверия правительству (что не имело, впрочем, юридического значения).

Конфликт между ветвями власти выразился прежде всего в том, что правительство, по существу, отказалось от серьезной законодательной инициативы. Первый правительственный законопроект, внесенный в первый российский парламент, касался ассигнования средств на открытие прачечной при Юрьевском университете. В результате депутатам пришлось самим заняться разработкой законопроектов. Кроме того, за недолгое время своего существования Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.[78] Однако и  в ходе законотворческой деятельности I Думы проявились серьезные внутренние противоречия.

Председателем Думы был избран представитель кадетской партии выдающийся юрист профессор С.А.Муромцев. Левее кадетов оказалась народническая фракция трудовиков. Разногласия между двумя основными фракциями наглядно проявились в ходе обсуждения аграрного вопроса, занявшего центральное место в работе I Думы. Обсуждались в основном два проекта, представленные фракциями кадетов и трудовиков.

Кадеты в своем проекте предусматривали дополнительное наделение крестьян землей за счет казенных, монастырских, удельных земель и земель, частично отчужденных от частных собственников за выкуп «по справедливой» аренде (но не по рыночной)».[79]

19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей законопроект (проект
104-х)[80]. Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию
«общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и
малоземельного крестьянства путем отвода ему не в собственность, а в
пользование участков в пределах определенной «трудовой» или
«потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали
оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением
помещиков за изъятые земли.

6 июня появился еще более радикальный эссеровский «проект 33-х»[81]. Он
предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на
землю и объявление ее со всем недрами и водами общей собственностью
всего населения России.

Выступавшие с трибуны I Государственной думы крестьянские депутаты требовали наделения их землей и обвиняли правительство в защите интересов помещиков.

Обсуждение аграрного вопроса в Думе вызвало рост общественного
возбуждения в широких массах и революционные выступления в стране. Желая
укрепить положение правительства, отдельные его представители –
Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – выступили с проектом обновления
правительства[82] путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это
предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые из них
считали, что лучше избавиться от Думы вообще, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх.

Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева»[83], начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки[84]. За все созывы десятилетней истории таких резолюций было
множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий.

Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать ее заседания.

Правительство было недовольно поведением депутатов Думы и 20 июня 1906 г. опубликовало официальное сообщение по аграрному вопросу. В сообщении говорилось, что распространяемое среди сельского населения убеждение о необходимости проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель правительство признает совершенно неприемлемым и вредным и потому никогда не допустит этого. Для улучшения крестьянского землепользования правительство обещало дать крестьянам свободу выхода из общины и возможность закрепления своего надела в собственность, а в случаях острого малоземелья обещало оказать помощь в переселении крестьян из европейской части страны в Сибирь и Среднюю Азию.[85]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.