Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






Всего же в период 1994-2003 гг. Государственной Думой первого, второго и третьего созывов принято и подписано Президентом Российской Федерации 26 федеральных конституционных законов и 1805 федеральных законов.[222]

§6.Конституционный статус и полномочия Государственной Думы РФ.

 

Процесс формирования и функционирования главного законодательного органа страны за прошедшее десятилетие претерпевал изменения с учетом недоработок избирательного законодательства и накопленных ошибок за время деятельности Парламента. К выборам депутатов Государственной Думы последнего, четвертого созыва, в результате внесения многочисленных поправок в избирательное законодательство и иные законы, устанавливающие и регламентирующие порядок деятельности Федерального Собрания РФ и, в частности, его нижней палаты, сформировались следующие нормы и правила выборов депутатов и их последующей работы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
является представительным и законодательным органом Российской
Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и
Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является
верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте
Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы
основывается на принципах политического многообразия и  многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все  граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы
организации и деятельности парламента Российской Федерации.[223]
Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею Регламенте (ч.4 ст.101
Конституции).[224]

Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции). В Конституции России дан перечень оснований для проведения
совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

 В Конституции России дан полный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания. За палатами парламента закреплено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палаты, которые
установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению
палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности
палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105). Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением систем «сдержек и противовесов» в построении и функционировании высших органов законодательной,  исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности."[225] Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при
определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя
Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции,[226] в
которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения
об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность
Председателя Правительства Президент без предварительного
согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы. Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции
Российской Федерации."[227]

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено
решение вопроса о доверии Правительству (п."б" ст.103
Конституции), что является юридической формой ответственности
Правительства перед парламентом.

 

§7. Новое законодательство о выборах


Как уже говорилось ранее, за 10 с небольшим лет существования Государственной Думы Российской Федерации законы, регламентирующие порядок выборов депутатов и работы палаты претерпевали ряд серьезных изменений, которые еще не закончены. Так, в своем послании Федеральному Собранию 12 мая 2004 г. Президент поставил перед парламентариями задачу реформирования избирательной системы, являющейся одним из звеньев выстраивания новой вертикали власти[228]. В связи с этим был принят  закон № 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[229], устанавливающий принципиально иную схему выборов депутатов российского парламента.

При обсуждении Государственной Думой данного законопроекта 24 декабря 2004 года в первом чтении[230] А.В.Вешняковым (председателем ЦИК, представляющим по поручению Президента этот законопроект в Госдуме) обращалось внимание на позитивные, по мнению разработчиков проекта, последствия принятия такого закона. В частности, на то, что вводимая пропорциональная избирательная система будет способствовать развитию в Российской Федерации гражданского общества, реальной многопартийности, стимулирует процесс формирования сильных партий, способных разрабатывать серьезные программы, имеющие общенациональное значение, и добиваться их реализации, обеспечит повышение ответственности политический партий перед избирателями.

В отличие от действовавшего ранее порядка, в выборах смогут участвовать только политические партии. Каждая из них будет выступать самостоятельно, так как  создание избирательных блоков новым законопроектом не предусматривается. Представляется, что такой подход станет дополнительным побудительным мотивом для динамичного развития партий.

Претендующие на участие в выборах партии утверждают на съездах и представляют в Центральную избирательную комиссию федеральные списки кандидатов, численность каждого из которых не может превышать 450 человек -  максимальный состав Государственной Думы. Как и ранее, для получения регистрации, дающей право участвовать в избирательной кампании, партии обязаны или собрать необходимое количество подписей избирателей или внести соответствующий избирательный залог.

Партии, представленные фракциями в Государственной Думе созыва 2004-2007 годов, от сбора подписей и внесения денежного залога в период очередной избирательной кампании будут освобождены.

Законом установлено, что по результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, но при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер.

Распределение же депутатских мандатов по целиком пропорциональной системе будет осуществляться следующим образом. Общая сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (т.е. набравшие не менее 7% голосов избирателей), будет разделена на 450 – число распределяемых по федеральному избирательному округу депутатских мандатов. На полученную таким образом цифру станет делиться число голосов избирателей, собранных в целом по стране каждой из участвовавших в выборах партий. В результате будет определено количество депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов. По мнению сторонников принятия закона, новый способ распределения депутатских мандатов позволит избежать неравномерного их распределения, когда большинство мандатов получают одна или несколько региональных групп, приведет к представительству в Государственной Думе избирателей всех регионов Российской Федерации.

Замена действующей смешанной системы на пропорциональную устранит в первую очередь базовый недостаток мажоритарной системы, при которой в одномандатных округах депутаты избирались зачастую весьма небольшим числом голосов избирателей, а голоса, подававшиеся за других кандидатов, вообще не учитывались и просто пропадали. При пропорциональной же системе будут учитываться голоса всех избирателей, и партия, которая получит больше голосов, будет располагать большим числом депутатских мест.

Введение пропорциональной системы позволит также избранным по партийным спискам депутатам работать в палате без постоянной оглядки на региональные элиты и представителей бизнес-кругов, поддерживавших соответственно ориентированных кандидатов в депутаты с использованием так называемого «административного ресурса» и финансовых средств. Обязательства, которыми обременен депутат-одномандатник, в силу названных известных обстоятельств, мотивируют его деятельность в целом и конкретные действия в значительно большей мере, нежели интересы рядовых избирателей. С другой стороны, депутат-одномандатник вынужден преимущественно решать задачи, связанные с делами своего избирательного округа. При этом поневоле такой депутат не учитывает (как минимум, в должной мере) интересы иных регионов, а также значительно меньше внимания придает участию в реализации конституционного предназначения Государственной Думы как палаты Федерального Собрания, выражающего общенациональные, общегосударственные интересы, осуществляющего наряду с Президентом, Правительством и судами государственную власть в Российской Федерации. Именно этим и руководствовались сторонники данного закона, будучи уверенными в том, что «переход к пропорциональной избирательной системе выглядит назревшим шагом на пути к формированию зрелой государственности, неотъемлемым компонентом которой является развитая партийная система»[231].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.