Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






Кроме того, депутатами Государственной Думы четвертого созыва были избраны 67 кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.[210]

После начала работы Государственной Думы четвертого созыва были образованы и зарегистрированы следующие депутатские объединения: фракция «Единая Россия» - 306 депутатов, фракция Коммунистической партии Российской Федерации – 52 депутата, фракция «Родина» - 38 депутатов, фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР) – 36 депутатов. Кроме того, 15 депутатов не вошли ни в одно из образованных в Государственной Думе четвертого созыва депутатских объединений.[211]

«Из 447  депутатов Думы четвертого созыва 44 депутата – женщины. 440 депутатов имеют высшее образование. Девяти депутатам не исполнилось 30 лет. В возрасте от 30 до 39 лет – 72 депутата, от 40 до 49 лет – 134 депутата, от 50 до 59 лет – 182 депутата, от 60 лет и старше – 50 депутатов. Таким образом, средний возраст депутата Государственной Думы четвертого созыва составляет 49 лет»[212].

Предыдущие составы Думы обновлялись после каждых выборов примерно на две трети. Так, в Государственную Думу третьего созыва в 1999 г. первоначально были избраны 158 депутатов второго созыва. С тех пор достигнут более высокий уровень преемственности в составе депутатского корпуса. На выборах 2003 г. в Государственную Думу четвертого созыва было избрано уже 208 депутатов третьего созыва. Если же суммировать число всех депутатов Думы четвертого созыва, которые в свое время были депутатами первого, второго и (или) третьего созывов, то получится 222 человека. При этом 27 депутатов избраны в Государственную Думу уже четвертый раз, начиная с выборов 1993 г. Думается, это обстоятельство свидетельствует о существенной стабилизации всей политической системы Российской Федерации. Фактор преемственности в работе Государственной Думы, несомненно, очень важен для поддержания высокого профессионального уровня парламентской работы.

В то же время парламентские выборы привели и к существенному обновлению депутатского корпуса. В Государственную Думу пришли 225 впервые избранных депутатов[213], которым предстоит осваивать специфику и всю сложность парламентской работы на федеральном уровне законодательной деятельности.

Помимо 222 депутатов, которые уже работали в Государственной Думе предыдущих созывов, депутатами стали 42 человека, бывшие непосредственно перед избранием депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Из них 23 совмещали депутатскую работу с научной и творческой профессиональной деятельностью. В Государственную Думу четвертого созыва были избраны 14 бывших членов Совета Федерации, а также 6 депутатов представительных органов местного самоуправления. Следует отметить, что в нынешнем составе Думы есть несколько депутатов, которые в свое время были народными депутатами СССР или РСФСР. Таким образом, число депутатов Государственной Думы четвертого созыва, имеющих определенный опыт работы в законодательных и представительных органах власти, составляет свыше 280 человек.[214]

Среди депутатов, избранных в Думу четвертого созыва, около 50 ранее работали в органах исполнительной власти федерального или регионального уровня. В их числе 11 бывших военнослужащих, работников силовых ведомств и правоохранительных органов. 9 депутатов ранее были руководителями исполнительных органов местного самоуправления на уровне городов и районов.[215]

Свыше 60 депутатов до своего избрания в Государственную Думу занимали управленческие должности в производственных объединениях, возглавляли предпринимательские организации. В их числе 7 представителей агробизнеса и других руководителей сельскохозяйственного производства.[216]

«Среди депутатов Думы четвертого созыва свыше 20 человек до своего избрания занимались научной, преподавательской или экспертно-консультативной деятельностью, 5 были журналистами, 4 – юристами, 4 – врачами, 14 – помощниками депутатов или работниками Аппарата Государственной Думы. Пять депутатов баллотировались в Думу как пенсионеры, при этом они, как правило, занимались активной общественно-политической деятельностью. Как и в Государственную Думу предыдущих созывов, в Думу четвертого созыва было избрано немало партийных функционеров и руководителей различных общественных, благотворительных, некоммерческих организаций»[217].

В Думе 4-ого созыва образованы следующие комитеты и комиссии[218]: комитет по    конституционному законодательству и государственному строительству, по  гражданскому,  уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по труду и социальной политике, по бюджету и налогам, по кредитным организациям и финансовым рынкам, по  экономической политике, предпринимательству и туризму, по собственности, по    промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по энергетике,  транспорту  и связи, по обороне, по безопасности, по международным делам, по   делам   Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, по   делам  Федерации  и региональной политике, по   вопросам   местного самоуправления, по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по информационной политике, по охране здоровья, по образованию и науке, по  делам  женщин,  семьи  и детей, по аграрным вопросам, по  природным  ресурсам  и природопользованию, по экологии, по культуре, по   делам  общественных объединений и религиозных организаций, по делам национальностей, по  физической  культуре,  спорту  и  делам  молодежи, по проблемам Севера и Дальнего Востока,   по делам ветеранов; комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, по противодействию коррупции, по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ, по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания 1-3 сентября 2004 г., по проблемам Северного Кавказа, по вопросам практики применения избирательного законодательства РФ, Счетная комиссия. Само название образованных комитетов говорит о приоритетных областях для  законодательных инициатив депутатов этого созыва.

В настоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы[219]:

- фракция "Единая Россия" (303 депутата)

- фракция "Коммунистическая партия Российской Федерации" (47 депутатов)

- фракция "Либерально-демократической партии России" (35 депутатов)

- фракция "Родина" (40 депутатов)

Располагая в Думе значительным большинством, партия «Единая Россия» с самого начала взяла курс на укрепление взаимодействия законодательной и исполнительной власти в решении насущных проблем общества и государства.

При этом большое внимание депутаты Государственной Думы четвертого созыва уделили совершенствованию законодательной работы Думы. Так, в Регламент палаты были введены новые нормы, которые позволяют ускорить процесс принятия решений по ранее внесенным законопроектам, утратившим свою актуальность и значимость. Кроме того, в Регламент Государственной Думы были внесены изменения, направленные на придание «правительственному часу» на заседаниях палаты системного характера, повышение эффективности взаимодействия Думы с Правительством Российской Федерации. Особенную важность такого изменения общество смогло оценить после 1 января 2005 г., после вступления в силу пресловутого закона «о монетизации льгот»: из-за искаженного понимания чиновниками как применять закон на практике значительно ухудшилось положение огромного числа льготников и пенсионеров, что, в свою очередь привело к стихийным митингам протеста, перекрытию движения автомобильных и железнодорожных дорог и т.д. Дума четвертого созыва отреагировала оперативно на ущемление прав граждан и призвало Правительство к ответу. Неоднократно на заседаниях палаты обсуждение этого непростого вопроса проходило бурно, ответственные за проведение реформы министры на «правительственном часе» регулярно отчитывались перед депутатами о принимаемых мерах по преодолению сложившейся ситуации. Очень жестко депутаты спрашивали с министров за допущенные промахи, речь шла даже об отставке Правительства. Министрам ставились жесткие сроки для исправления ошибок и недоработок, и они обязаны были затем доложить депутатам о проделанной работе. Такая позиция палаты  имела положительный эффект: ситуация с обеспечением льготников лекарствами, проездными билетами, денежными выплатами стабилизировалась, списки самих льготников были уточнены и упорядочены, недовольство населения спадает.

При всей важности обновления ряда парламентских процедур и регламентных норм депутаты Государственной Думы четвертого созыва первостепенное внимание уделили осуществлению своего главного конституционного полномочия – рассмотрению и принятию федеральных конституционных и федеральных законов. В первый год своей деятельности Государственная Дума приняла целый ряд законодательных актов[220], направленных на совершенствование правового регулирования различных сфер жизни общества – это и новый Жилищный кодекс, важные изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый кодексы. Принят закон, ограничивающий курение табака, продажу и потребление пива в общественных местах. Принят федеральный конституционный закон, вызванный объединением двух российских регионов – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и создания нового субъекта Российской Федерации – Пермский край. Также принят в новой редакции Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», федеральные законы «О федеральном бюджете на 2005 год», «О гражданской службе», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», ратификация многих международных договоров, в т.ч. Соглашения о формировании Единого экономического пространства (подписан главами четырех государств – Белоруссии, России, Казахстана и Украины), Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата – вот далеко не полный перечень тех важных законодательных изменений, принятых Государственной Думой четвертого созыва за первый год работы.

Необходимо отметить, что законодательная деятельность Государственных Дум РФ за весь период деятельности 1994-2005 гг. напрямую связана с политическими, экономическими, социальными изменениями, происходящими в российском обществе и в мире: это и задача противостояния международной террористической угрозе, и реформа властных структур в стране, и разграничение полномочий между регионами и Центром, и ратификация международных соглашений, и другие актуальные вопросы внутренней и внешней политики Российского государства.[221]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.