Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором подчеркнул, что «в последние месяцы Россия переживает глубокий кризис государственности. В бесплодную и бессмысленную борьбу на уничтожение втянуты буквально все государственные институты и политические деятели»[155]. Тогда же президент издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»[156], которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации»[157]. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В конце концов это «противостояние» двух ветвей власти  привело к их открытому конфликту, закончившемуся насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации 3-4 октября 1993 г.[158]


 §2. Государственная дума РФ первого созыва


Выборы в Государственную Думу 1993 г. положили начало возрождению парламентских традиций в России.

1 октября  1993 г. Президентом России был издан Указ «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»,[159] в котором был определен численный состав Государственной Думы в количестве 450 депутатов, избираемых по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: 225 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Российской Федерации на основе единой нормы представительства, и 225 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Положение устанавливало также порядок выдвижения кандидатов в Государственную Думу, согласно которому списки кандидатов, избираемых по общефедеральному избирательному округу, должны выдвигаться избирательными объединениями – общефедеральными партиями или политическими движениями (их уставы зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации) или блоками таких общественных объединений, создаваемыми на период проведения выборов. Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным округам, выдвигаются группами избирателей или избирательными объединениями.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (Центризбирком) утвердила перечень общероссийских общественных объединений, уставы которых предусматривали возможность их участия в выборах в общефедеральные законодательные органы. Этот список включал 33 партии, 16 движений, а также 89 других общественных объединений и 9 учтенных профсоюзных объединений. [160]

Из 35 избирательных объединений, зарегистрировавших свои списки кандидатов и проводивших сбор подписей, только 21 заявило об успешном завершении этой работы. В результате выявленных Центризбиркомом нарушений, допущенных при сборе подписей, 8 блокам было отказано в регистрации, и лишь 13 партий, блоков и объединений получили право участия в выборах.[161]

В соответствии с Указом Президента России от 19 октября 1993 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года»[162] ряд общественных объединений были лишены права участвовать в выборах в Государственную Думу. Среди них: Фронт национального спасения, Российская коммунистическая рабочая партия, Общественный клуб «Союз офицеров», Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит», Российский коммунистический союз молодежи и Русское национальное единство. Лица, которым предъявлялись официальные обвинения в связи с событиями в Москве 3-4 октября 1993 г., не могли быть зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты.

По завершении регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы борьбу за депутатские мандаты продолжили 1 586 человек в одномандатных округах и 1717 в общефедеральном округе.[163]

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту новой Конституции Российской Федерации. Ст. 96[164] Конституции Российской Федерации гласит: "1.Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами."
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции
Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.[165]

 Из 13 избирательных объединений, принимавших участие в выборах по партийным спискам, только восемь преодолели пятипроцентный барьер: Либерально-демократическая партия России получила 24,58% голосов, блок «Выбор России» - 15,03%,  Коммунистическая партия Российской Федерации – 11,16%, политическое движение «женщины России» - 8,72%, Аграрная партия России – 8,02%, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» - 7,71%, Партия российского единства и согласия – 5,76%, Демократическая партия России – 5,64% голосов. Остальные избирательные объединения получили менее необходимых 5% голосов.[166]

В результате голосования в состав Государственной Думы были избраны 444 депутата. Из них 225 депутатов (представители политических партий и движений) – по общефедеральному округу и 219 – по одномандатным округам. На территории Республики Татарстан из-за низкой активности избирателей в пяти округах выборы не состоялись. Не проводились выборы в Чеченской Республике. 13 марта 1994 г. состоялись повторные выборы в Государственную Думу в Татарстане, в результате которых были избраны пять депутатов.

На основании итогов голосования по общефедеральному избирательному округу места в Государственной Думе распределились следующим образом: Либерально-демократическая партия России получила 58 мандатов, «Выбор России» - 40, Коммунистическая партия России – 32, Аграрная партия России – 21, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» - 20, Партия российского единства и согласия – 17, Демократическая партия России – 14 мандатов.[167]

Депутатами Государственной Думы первого созыва были избраны представители 32 национальностей. Две трети парламентариев – в возрасте от 20 до 50 лет. Около 95% депутатов – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Свыше трети имели ученые степени докторов и кандидатов наук, каждый десятый – звание профессора, члена-корреспондента академии наук или академика.[168]

Представители президентских структур составляли около 5% от состава депутатов, федеральных управленческих структур – около 7%, территориальных органов исполнительной власти, в том числе местного самоуправления, - 9%.

Из представительных органов власти всех уровней в Государственную Думу были избраны 18 человек, или 4,2% депутатского корпуса. Среди депутатов 12% составляли лица, основным видом деятельности которых была работа в профсоюзных, молодежных, других общественных организациях, партиях, общественно-политических объединениях.

Около 11% парламентариев до избрания в Государственную Думу занимались предпринимательской деятельностью, 6,6% пришли из правоохранительных органов. В Государственную Думу были избраны 68 бывших народных депутатов Российской Федерации, из них 32 – по одномандатным округам. [169]

Как видно из приведенной статистики, новый депутатский корпус Государственной Думы включил в себя значительно больше москвичей, чем Верховный Совет. Здесь стало больше предпринимателей. В то же время среди думцев почти не осталось руководителей разного уровня, которые не захотели уходить со своих постов. Зато в Совете Федерации 80% депутатского корпуса составлял региональную политическую элиту: президенты республик, главы администраций, руководители новых представительных органов власти, представители Президента и т.д.

Нужно отметить, что это были нетрадиционные выборы. Они проходили после роспуска Верховного Совета в рамках новых политических правил, установленных Президентом РФ, в обстановке довольно высокой общественной напряженности и ожесточенности. Так, И.П.Рыбкин в Предисловии к изданию, посвященному работе Думы первого созыва делает вывод: "Избрание на всенародных выборах пятой Государственной Думы явилось событием неординарным в жизни современной России по двум принципиальным причинам:

1. Восстановлена прерванная, во многом искусственно, связь времен - России дооктябрьской, исторической, и послеоктябрьской, советской.

2. Подтверждена стержневая линия в обновлении Российской Федерации на укрепление демократического пути развития, недопустимость исключения из государственного строительства миллионов рядовых граждан, их стремления быть активными субъектами державного творчества".[170]

В законопроектной работе Государственная Дума первого созыва руководствовалась несколькими приоритетами:

- принятие блока федеральных законов на основе и в развитие новой Конституции РФ: это блок из 12 законов («О Конституционном Суде Российской Федерации», "О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ", «О Счетной палате Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», "О Конституционном Собрании Российской Федерации", "О референдуме Российской Феедрации", "Об условиях, порядке введения и режиме чрезвычайного положения на территории Российской Федерации", "Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", "Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации"). Без этого блока законов немыслимо ни избрание следующей Думы и других ветвей власти, ни их нормальное функционирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.