Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






-                     объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации;

-                     придал Государственной думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

19 октября 1905 года был утвержден указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”.[55] В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное
учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий
главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего
государственного управления”.  Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, “никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров”.

Для обсуждения политической ситуации в стране и выработки рекомендаций к грядущим выборам в декабре 1905 г. было созвано Царскосельское совещание[56], которое приняло избирательное законодательство в том виде, в котором оно было реализовано весной 1906 года.

11 декабря 1905 г. в разгар вооруженных столкновений в Москве был
издан Указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу закон о выборах в I Государственную думу.[57] По этому закону выборы
были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические. И все же
данный закон расширил избирательные права путем установления четвертой
курии – рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40%
депутатов Думы избирало крестьянство, которое составители закона по-прежнему считали главной опорой государства и престола. Была
сохранена цензовая система и сословный принцип. Так же были сохранены
общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г.
Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по
губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно.[58] Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой
губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том
числе 28 от городов. 

Для «проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах» создавался специальный аппарат: гу­бернские, уездные и городские комиссии по делам о выборах. Эти комиссии состояли из чиновников, представителей дворянских сословных учреждении, городских самоуправлений и земств. Предсе­дательствовали в этих комиссиях чиновники Министерства юсти­ции — председатели окружных судов, уездные члены окружных су­дов и пр. Деятельностью избирательных комиссий руководило осо­бое делопроизводство по выборам в Думу, созданное в аппарате Ми­нистерства внутренних дел.

Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать
разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и
полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не
допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь
служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопущение к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов.
Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно
назвать представительным лишь с определенной долей условности.

20 февраля 1906 г. было принят специальный документ под названием «Учреждение Государственной Думы»[59], где ее статус и полномочия в системе органов государственной власти были расширены и конкретизированы. Устанавливалось, в частности, что она будет заниматься предварительной разработкой и обсуждением законодательных предложений, утверждением государственного бюджета, обсуждением вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы не были подотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Правительствующим Сенатом. Дума могла распускаться досрочно решением императора.

Как и раньше устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов. По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными
правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе дать ответ или известить Думу о
причинах, объяснявших, почему они лишены возможности это сделать.

Одновременно с документом об учреждении Государственной Думы было принято новое положение «О переустройстве учреждения Государственного Совета»[60] Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой. Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно Думы: все законопроекты, принятые Думой, должны были поступать в Государственный Совет и лишь затем, в случае принятия их Советом, представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину – назначенные императором. Председатель и вице-председатель ежегодно назначались им же.

23 апреля 1906 г. Николай П утвердил Свод основных государственных законов[61] (в новой редакции из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие), в котором были сформулированы основные права и свободы граждан (неприкосновенность жилища и собственности, свобода слова, печати, собраний, создания союзов и объединений и т.п.).

Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. В случае прекращения или перерыва в их деятельности законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в виде указов. Но в течение двух месяцев после открытия законодательной сессии такие указы должны были вноситься на утверждение Думы и Совета, иначе они автоматически утрачивали свою силу.

 Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Таким образом, механизм принятия законодательных решений стал следующим: три звена власти – царь, Государственная дума и Государственный совет – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу. Законодатели также были лишены права контроля за исполнением законов и действиями правительства.

Одним из важнейших последствий Манифеста 17 октября стало образование множества общественных объединений, как легальных, так и нелегальных, в том числе и новых партий самых разных политических оттенков и направлений.

Это заставило правительство заняться разработкой специального нормативного акта, регулирующего деятельность общественных объединений. 4 марта 1906 г. царь подписывает Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о временных правилах об обществах и союзах.[62]

В соответствии с этим документом общества и союзы создавались в заявительном порядке без специального разрешения государственных органов. Министерству внутренних дел предоставлялось право прекращать деятельность обществ и союзов, если признавалось, что она угрожает общественному спокойствию и безопасности. Указ предусматривал также деятельность обществ, преследующих политические цели, но с рядом дополнительных условий. Не допускалось, в частности, деятельность общества, которое «принимает особые меры для сокрытия своего существования или преследуемых им целей» либо управляется «учреждениями и лицами, находящимися за границей».

Вместе с тем, формально допуская существование политических партий, царское правительство относилось к ним с большим недоверием и не собиралось предоставлять партиям какие-либо преимущества по сравнению с другими общественными объединениями, прежде всего в избирательном процессе. Законом о выборах не предусматривалось самостоятельное участие политических партий в избирательных кампаниях. Все участвующие в выборах кандидаты должны были выступать как частные лица, хотя членам партий прямо и не запрещалось баллотироваться в качестве независимых кандидатов.


§3. I Государственная Дума

 

Выборы в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г.
Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября[63]: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-демократические партии, эссеры, Всероссийский крестьянский союз.

Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических
избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством,
провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести
законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических
свобод. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они располагали 153 мандатами в начале работы Думы (в конце 161) или 1/3 от общего числа депутатов.[64]

Черносотенные партии (представители реакционной общественной организации России начала ХХ в. «Объединенный русский народ», придерживающиеся крайних националистических взглядов) мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы – к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест) [65], в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался.  Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.