Рефераты. Государственные Думы России: история и современность






Таким образом, значительное число вновь избранных депутатов имели опыт работы в органах законодательной власти различного уровня. При этом «в Государственной Думе второго созыва уменьшилось число бывших народных депутатов Российской Федерации, но возросло число бывших народных депутатов СССР. Определенный опыт привнесли в Государственную Думу 15 депутатов другой палаты Федерального Собрания – Совета Федерации первого созыва, ставших депутатами Думы второго созыва. К этому можно добавить, что почтит такое же число (16 человек) новых депутатов работали в аппаратах фракций, комитетов и помощниками депутатов Государственной Думы и Совета Федерации первого созыва»[192]. Все это не могло не способствовать повышению профессионализма депутатов и более эффективной законотворческой работе Думы второго созыва.

Еще одним их важных итогов избирательной кампании 1995 г. явилось расширение представительства в Государственной Думе региональных политиков. В новом составе депутатского корпуса они составили 65,8% по сравнению с 37% в 1993 г.[193]

Государственная Дума РФ второго созыва создала важный процедурный прецедент, приняв решение о том, что «Дума второго созыва считает себя преемницей законотворческого процесса, начатого Думой первого созыва».[194] Была создана специальная комиссия, занявшаяся изучением законопроектов, "доставшихся в наследство" от депутатов предыдущего созыва с позиции их актуальности для страны. Таким образом, кроме законопроектов, вносимых на рассмотрение депутатами текущего созыва и Правительством, Дума рассматривала и законопроекты, внесенные депутатами Думы первого созыва.

Ситуация в стране в период работы Думы второго созыва продолжала оставаться нестабильной. Так, за относительно спокойным 1995 г.,  наступила череда финансовых неурядиц – «черный вторник», затем дефолт. Все это вызвало скачок инфляций, рост недовольства населения, ухудшение уровня жизни в стране. Депутаты Государственной Думы второго созыва оперативно реагировали на происходящие в стране события (в том числе продолжающиеся антитеррористические действия в Чечне). В целом законы, рассматриваемые и принятые Государственной Думой в этот период были направлены на усиление социальной поддержки граждан, а также не совершенствование правового регулирования различных сфер жизни российского общества. Депутатами было принято большое количество постановлений, заявлений, запросов в различные органы государственной власти, поручений Счетной палате. Эти действия также призваны были способствовать разрешению самых острых и неотложных проблем внутренней и внешней политики России.


§4.. Государственная Дума РФ третьего созыва

 

Выборы в Государственную Думу 1999 г. проводились на основе нового Федерального закона от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[195], в котором более детально регламентированы правила проведения парламентских выборов. В нем, в частности, установлено, что правом создания избирательных объединений обладают только политические партии и движения, предусмотрен строгий порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, обеспечивающий представительство в них различных политических сил, сбора подписей в  поддержку кандидатов и контроля за их достоверностью, введен избирательный залог как альтернатива сбору подписей.

По данным Центризбиркома[196], всего в выборах приняли участие 66,8 миллиона избирателей. Это 61,85% обладающих активным избирательным правом российских граждан. В результате выборов был избран 441 из 450 депутатов государственной Думы: 225 по федеральному избирательному округу и 216 по одномандатным избирательным округам. В восьми одномандатных округах выборы не состоялись и был проведены 26 марта. В одномандатном избирательном округе на территории Чеченской республики выборы прошли позднее.

Из 26 избирательных блоков и объединений, выставивших своих кандидатов по федеральному округу, 20 не сумели преодолеть предусмотренный законом для избрания пятипроцентный барьер.[197] В итоге мандаты депутатов государственной Думы поделили между собой шесть объединений и блоков – «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Единство» («МЕДВЕДЬ»), «ОТЕЧЕСТВО -  ВСЯ РОССИЯ», «Союз Правых Сил», «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» и «ЯБЛОКО». «Их поддержали 81, 37% избирателей, принявших участие в голосовании. КПРФ получила 24,29% голосов и соответственно 67 мест в Государственной Думе из 225, предусмотренных для депутатов, избранных по партийным спискам, «Единство» - 23,32% (64 места), ОВР – 13,33% (37 мест), СПС – 8,82% (24 места), «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - 5,98% (17 мест), «ЯБЛОКО» - 5,93% (16 мест)».[198]

Больше всего депутатских мандатов завоевала КПРФ и в одномандатных округах – 46, ОВР – 31, «Единство» - 9, СПС и «ЯБЛОКО» - по 5, «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - ни одного. Таким образом, общее количество представителей КПРФ в Думе составило 113 человек, «Единство» - 73, ОВР – 68, СПС – 29, «ЯБЛОКО» - 20, «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - 17. Из других избирательных блоков и объединений, участвовавших в выборах, в Государственной Думе представлены: Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» - 7 депутатов, движения «В поддержку армии» и «Российский общенародный союз» - по 2 депутата, еще пять избирательных блоков и объединений («Конгресс русских общин и движение Юрия Болдырева», «Духовное наследие», «Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова», «Партия пенсионеров», «Русская социалистическая партия») – по 1 депутату[199].

В качественном отношении состав депутатов Государственной Думы третьего созыва немногим отличался от состава предыдущего парламента. По-прежнему наибольшее представительство в Думе имели работники органов законодательной власти. Из депутатов предыдущего созыва в новый состав Думы были избраны 157 человек. [200] Кроме того, в нее вошли 9 бывших депутатов палаты первого созыва и 7 депутатов Думы второго созыва, в свое время досрочно сложивших свои полномочия в связи с переходом на ответственные государственные посты. С учетом 38 человек, которые до своего избрания были депутатами в региональных органах государственной власти и местного самоуправления, а также бывших работников аппаратов законодательных органов федерального и регионального уровней и помощников депутатов, то в Государственной Думе третьего созыва насчитывалось не менее 220 депутатов, в той или иной мере имевших опыт работы в законодательных и представительных органах власти.[201]

Другую многочисленную категорию составили те депутаты, которые непосредственно перед своим избранием занимали различные должности в органах исполнительной власти, других госучреждениях, а также в государственных производственных кампаниях. Их насчитывалось около 70 человек. Свыше 12% депутатов являлись лидерами общероссийских политических партий и движений, различных общественных организаций и фондов, в том числе профсоюзов. Сферу культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства представляли 11% законодателей. Среди депутатов – 6 работников правоохранительных органов, 7 представителей СМИ, 5 военнослужащих, 3 пенсионера. 1 из депутатов до избрания работал мастером на заводе, 1 – фермером.[202]

«Средний возраст законодателей составлял 48 лет. Из них: до 30 лет – 3%, от 31 до 40 лет – 20%, от 41 до 50 лет – 35%, от 51 до 50 лет – 31%, старше 60 лет – 11%. Из 441 депутат – 34 женщины. Это меньше, чем в Думе первого (58) и второго (46) созывов.»[203]


§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва

 

7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва.

По данным Центризбиркома в выборах депутатов по федеральному избирательному округу участвовали 19 политических партий и 4 избирательных блока. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть 3 партии – «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации и ЛДПР, а также избирательный блок «Родина» (народно -патриотический союз)». [204]

«За «Единую Россию» проголосовали 22 миллиона 779 тысяч 279 избирателей, что составляет 37,5% от общего числа голосовавших на этих выборах.

За КПРФ проголосовали 7 миллионов 647 тысяч 820 избирателей, что составляет12,61% от общего числа участвовавших в выборах.

За ЛДПР проголосовали 6 миллионов 943 тысячи 875 избирателей, или 11,45% от общего числа участвовавших в выборах.

За блок «Родина» проголосовали 5 миллионов 469 тысяч 556 человек, что составляет 9,02% от общего числа участвовавших в выборах.» [205]

Число избирателей, проголосовавших против всех партий и блоков, внесенных в избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу, составило 4,7% от всех участвовавших в выборах[206], что свидетельствует в первую очередь о том, что из представленных на выборах  партий, претендовавших на получение депутатских мандатов в Государственной Думе, ни одна своей программой или поставленными целями не смогли заинтересовать избирателей или убедить их в своей искренности. Кстати, это на 650 тысяч голосов больше общего числа голосовавших против всех по федеральному избирательному округу на выборах 1999 г. депутатов Государственной Думы третьего созыва.[207]

Исходя из числа голосов, поданных на выборах 2003 г. по федеральному избирательному округу, партия «Единая Россия» получила 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР – 36, «Родина – 29.[208]

Одновременно состоялись выборы в 222 одномандатных избирательных округах. В трех округах выборы были признаны несостоявшимися, и там проходят повторные выборы. На выборах по одномандатным округам партия «Единая Россия» получила 103 депутатских мандата, КПРФ – 12, блок «Родина» - 8 мандатов. Также на этих выборах победили 17 кандидатов, баллотировавшихся от Народной партии Российской Федерации, по 3 кандидата – от партий «Союз Правых Сил», «ЯБЛОКО» и от избирательного блока «Партия Возрождения России – Российская партия Жизни»; 2 кандидата – от Аграрной партии России, по 1 кандидату – от избирательных блоков «Ведикая Россия – Евразийский Союз» и «Новый курс – Автомобильная Россия».[209]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.