Рефераты. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов






сказано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса

находящихся в конфликте сторон, обязывая их применять как минимум

предусмотренные в этой статье положения. В самом деле, если во внутреннем

вооруженном конфликте противоборствующая правительству сторона претендует

на признание того, что именно она представляет интересы народа; если в ходе

борьбы она сумела установить свою власть на определенной территории страны

и осуществляет ее в отношении определенной части населения, ничто не может

помешать ей официально присоединиться к международным гуманитарным

конвенциям или заявить о своей готовности придерживаться их требований.

Например, Фронт национального освобождения Алжира присоединился к Женевским

конвенциям от имени борющегося алжирского народа еще до провозглашения

алжирского государства1 .

Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

немеждународного характера обусловлена рядом факторов. Во-первых,

государства безусловно поняли, что необузданное насилие и смертоносное

оружие причиняют во время внутренних конфликтов такие же страдания, как и

во время войн между государствами. Более того, в вооруженных конфликтах, не

носящих международного характера, особенно велико число человеческих жертв

и страданий, поскольку как ни в каких других военных катаклизмах в них

наиболее широко втягивается гражданское население. Шекспир давным-давно

удачно сравнил гражданские войны с самоубийством. Трудно лучше

охарактеризовать сознание, управляющее внутренними вооруженными

конфликтами, чем это сделал император Вителлий. Во время битвы при

Бедриаке, когда кто-то из его приближенных заметил, что непогребенные тела

его политических противников издают мерзкий запах, Вителлий сказал: “Труп

врага всегда хорошо пахнет, - особенно, если это труп соотечественника”2.

Следует также учесть, что такой конфликт не может быть безразличен

международному сообществу еще и потому, что нередко он перерастает в

международный вооруженный конфликт. Страшный пример гражданской войны в

Испании вызвал появление в международном гуманитарном праве первого

положения, специально предназначенного для вооруженных конфликтов

немеждународного характера - статьи 3, общей для всех Женевских конвенций.

Во-вторых, после второй мировой войны колоссальное развитие получила идея

прав человека. Международное право в области защиты прав человека вполне

сознательно и обдуманно “вмешивается” во внутренние дела государств. При

всех различиях между гуманитарным правом, применяемым в период вооруженных

конфликтов немеждународного характера, и правом прав человека3 не следует

забывать, что и то и другое имеют общую цель - обеспечить защиту и уважение

человеческого достоинства при всех обстоятельствах. Поэтому с исторической

точки зрения вполне логично, что всего лишь через год после провозглашения

в 1948 году Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав

человека были приняты нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам,

происходящим внутри государств. Предоставляемая им защита была расширена

через 30 лет в Дополнительном Протоколе II в значительной степени благодаря

Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года. За

государством, конечно, остается право применять силу для восстановления на

своей территории закона и порядка. В международном праве нет ограничений

суверенитета по отношению к внутренним конфликтам, аналогично содержащемуся

в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения споров между

государствами. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать

закон и порядок.

Защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов

немеждународного характера посвящены следующие нормы международного

гуманитарного права.

- Общая статья 3 четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года. Эта

важнейшая статья представляет собой свод правил, которые, как было заявлено

Международным Судом в его решении от 27 июня 1986 года по делу Никарагуа

против Соединенных Штатов Америки, являются выражением основных принципов

гуманности1. Поэтому статья 3 имеет обязательный характер не только в

качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих

(неписаных) принципов права. В то же время нормативное содержание ее

ограничено: в ней содержится лишь несколько правил, относящихся к защите

людей от непосредственных военных действий.

- Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, принятый 8 июня 1977

года. Этот короткий, состоящий из 28 статей документ, развивающий сжатые

положения статьи 3, расширяет гуманитарную защиту во время гражданских

войн. Однако статья 3 остается применимой во всей полноте для участников

Женевских конвенций и носит обязательный характер, в особенности для

государств, не ратифицировавших Протокол II. Впервые в истории права,

относящегося к внутренним конфликтам, Протокол II кодифицирует запрет

нападать на гражданское население и применять силу против отдельных

гражданских лиц. Небольшой объем документа объясняется тем, во время

Дипломатической конференции 1974-1977 годов разработанный Международным

Комитетом Красного Креста проект Протокола был отвергнут как неприемлемый.

В течение следующих нескольких дней он был существенно изменен и

представлял собой более слабый по содержанию текст, который и был принят на

основе консенсуса. Но даже, потеряв в нормативном содержании, Протокол II

выиграл в том, что касается его приемлемости для стран “третьего мира”, где

особенно велика вероятность кризисов.

- Обычное право. Наряду с довольно скромным по объему международным

договорным (писаным) правом существуют неписаные правила обычного права,

приобретающие особое значение для ограничения насилия во внутренних

конфликтах. Как было указано выше, все содержание статьи 3 сегодня

необходимо рассматривать как часть обычного права. Кроме того, можно

выделить ряд норм гуманитарного права для областей, не охватываемых статьей

3 и лишь частично охватываемых конкретными положениями Дополнительного

протокола II. В первую очередь, сюда относятся принципы, которые

ограничивают выбор средств и методов военных действий. Однако, как чаще

всего бывает с нормами обычного права, нелегко документально обосновать

применение этих принципов, так как здесь нужно учитывать и тщательно

изучать действия участвующих в конфликте сторон.

- Специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами. Статья 3

Женевских конвенций призывает участвующие в гражданской войне стороны

заключать специальные соглашения о том, чтобы полностью или частично

применять в гражданской войне положения, применимые для международных

вооруженных конфликтов. Примером такого соглашения может быть четко

выраженное или подразумеваемое согласие с тем, что с лицами, участвующими в

военных действиях, будут обращаться гуманно согласно положениям III

Конвенции (о военнопленных).

Важным аспектом всего свода норм, касающихся внутренних вооруженных

конфликтов, является то, что подавляющая часть этих норм имеет

исключительно гуманитарный характер и направленность. Они призваны

обеспечить защиту и уважение всех гражданских лиц, которые не принимают

участия в военных действиях и могут прямо или косвенно пострадать в

результате вооруженного насилия, а также - гуманное обращение с

военнопленными (в том числе с ранеными и больными), которые, хотя и

принимали участие в вооруженном насилии, более не в состоянии продолжать

борьбу. С этой целью в отношении вышеуказанных лиц запрещаются:

“а) посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности,

всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

b) взятие заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное

и унижающее обращение;

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения,

вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных

гарантий, признанных необходимыми цивилизационными нациями” (общая для всех

Женевских конвенций статья 3).

Так, впервые в истории международного права оказался зафиксированным

определенный минимум правовых гарантий для участников вооруженных

конфликтов, не носящих международного характера. Оценивая ст. 3 Женевских

конвенций, следует заметить, что она страдает существенными недостатками;

некоторые весьма важные вопросы решены в ней без достаточной ясности и

потому существует широкий простор для их толкования. Отмечу, что термины

“уважение” и “защита” в тексте статьи не присутствуют (хотя и

подразумеваются), единственное требование - соблюдение гуманного обращения.

В п. 2 ст. 3 Конвенций предусмотрено, что “беспристрастная гуманитарная

организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может

предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте”, - весьма

умеренная формулировка, которая тем не менее в ряде случаев позволила МККК

получить доступ к жертвам внутреннего вооруженного конфликта. Наконец, в

предпоследнем абзаце находящиеся в конфликте стороны призываются к тому,

чтобы “стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или

часть остальных положений” Женевских конвенций. Очевидно, что заключение

подобных соглашений будет тем более вероятно, чем более конфликт станет

приобретать черты международного вооруженного конфликта. Но самым

существенным вопросом, который можно толковать с диаметрально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.