Рефераты. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов






может быть репатриирован против своего желания во время военных действий.

Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы

“тотчас же по прекращении военных действий” (ст. 118 III Конвенции).

Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям

должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания

войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными.

Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные,

не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее всегда имеют

право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного

протокола I.

1.4. Защита гражданского населения.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от

последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке

это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой

войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во

время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь

составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных

вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно

с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая

закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население.

Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости

защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от

последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех

покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для

гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо”

и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции

о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под

покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо

момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во

власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы,

гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной

конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории

одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они

являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при

государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые,

больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку

понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их

правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из

категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего

Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не

принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае

сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается

таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц,

являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское

население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от

опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п.

3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения

отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает

это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское

население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него

находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских

лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного

права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают

непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное

международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов,

предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным

гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий

военных действий. Различие заключается в том, что общая защита

предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам

независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности,

политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется

отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их

повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные,

женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций,

выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских

формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.).

Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего

исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты

мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как

таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом

нападения1 . Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать

гражданское население;

- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п.

5 ст. 51 Протокола I;

- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в

порядке репрессалий[2];

- использование присутствия или передвижения гражданского населения или

отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от

военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от

нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать

им.

Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского

населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих

запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает

стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению

к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства

принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В

ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься

воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что

объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими

объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе

средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди

гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их

к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что

оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского

населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским

объектам;

г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые

могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда

обстоятельства этого не позволяют.

Режим военной оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами

Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к

IV Гаагской конвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также

нормами Дополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией

понимается временное занятие вооруженными силами одного государства

территории другого государства (или ее части) и установление власти военной

администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о

законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной,

если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако

власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в

соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны

принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях,

направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других

средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя

принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда

добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции).

Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и

частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть

уважаемы”1. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг

обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского

населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека

в условиях вооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным

территориям, сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица,

находящиеся на оккупированной территории, не могут “ни в коем случае и

никаким образом” быть лишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в

силу изменений в установлениях, действующих на данной территории, ни в силу

соглашения, заключенного между местными властями и оккупирующей державой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.