Рефераты. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов






немедленно освобожден, в то время как боевые действия еще продолжаются.

Однако эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться

гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему

может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится.

Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия

со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное

право к этому обязывает. В идеале, защита требует присутствия среди жертв.

Такое присутствие позволяет оказывать материальную помощь (продовольствие,

медикаменты и пр.) и моральную поддержку (связь между лицом, находящимся во

власти противной стороны, и его семьей). Присутствие также позволяет

осуществлять наблюдение и оценивать обстановку, тем самым делая возможным

своевременное обращение к властям в интересах жертв. Иными словами,

присутствие делает возможным проверку и контроль тех гарантий, на которые

жертвы конфликта могут претендовать в соответствии с международным

гуманитарным правом, а также позволяет пресекать злоупотребления2.

Поскольку войны всегда велись между государствами, защита жертв этих

войн относилась к области именно международного права. Поначалу речь шла о

нормах обычного права. 1864 год был ознаменован началом кодификации,

конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем

Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он

являлся. В настоящее время основными источниками международного

гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв

войны от 12 августа 1949 года:

- Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I

Женевская конвенция);

- Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших

кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская

конвенция);

- Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

- Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская

конвенция);

два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года:

- Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

- Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов

немеждународного характера;

а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней

Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

Наряду с универсальными международными договорами источниками

международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди

которых наибольшее значение для нас имеет заключенное в рамках СНГ

Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от

24 сентября 1993 года. Большую кодификационную работу в этой области

проводят межправительственные и неправительственные международные

организации. Так, Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV

Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял

резолюцию XXVIII под названием “Защита жертв гражданского населения от

бедствий войны”. 19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла

известную резолюцию 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных

конфликтов”, послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих

международно-правовых актов, направленных на защиту жертв войны.

Наконец, следует обратить внимание на употребление терминов “война” и

“вооруженный конфликт”. Для целей настоящей работы эти понятия будут

использоваться в дальнейшем произвольно, в качестве синонимов, для того

чтобы избежать ненужных повторов. Некоторые юристы даже считают, что

“понятия “война” и “вооруженный конфликт” идентичны в международно-правовом

смысле, равнозначны по юридической силе и не имеют один перед другим

главенствующего значения по объему применения норм гуманитарного права”1 .

Оговорюсь, что грань между “войной” и “вооруженным конфликтом” все-таки

есть, хотя она достаточно условна. Выражение “вооруженный конфликт”

охватывает любую ситуацию, независимо от ее правовой квалификации, в

которой две или более сторон противостоят друг другу с оружием в руках2 .

Следовательно, термин “вооруженный конфликт” шире по объему, нежели термин

“война”: любая война - это прежде всего вооруженный конфликт, но не всякий

вооруженный конфликт можно назвать войной. И дело здесь не только в

масштабах военного противоборства. Война обладает рядом специфических

признаков, которые не присущи вооруженным конфликтам. С юридической точки

зрения для войны характерен такой признак, как формальный акт ее

объявления, согласно III Гаагской конвенции 1907 г. Последствием такого

объявления является, как правило, разрыв дипломатических отношений между

воюющими государствами и прекращение действия большинства международных

договоров. Однако в большинстве своем государства развязывали войны,

формально не объявляя их, при сохранении дипломатических и договорных

отношений. Все это и привело к широкому использованию термина “вооруженный

конфликт”. Далее, термин “война”, как вытекает из международно-правовых

актов, употребляется при вооруженном столкновении между суверенными

государствами; в случае борьбы нации или народа за свою независимость

употребляется термин “вооруженный конфликт”. Признак “вооруженный” не

определен в международно-правовых актах. Некоторые юристы предлагают

понимать под ним любые действия с применением военного насилия, в котором

участвует значительное число военнослужащих, собранных для общей цели

(коллективный характер), с определенной степенью организации. По их мнению,

конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из

следующих действий:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого

государства;

б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава

вооруженных сил другой стороны;

в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского

лица другой воюющей стороны1.

В общем, отграничение понятия “война” от понятия “вооруженный конфликт”

имеет определенное значение, однако, на практике различие между ними носит

скорее формальный характер, и в настоящей работе, повторюсь, указанные

термины будут употребляться как равнозначные.

1. Международно-правовая защита жертв войны.

1.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению вопросов, связанных с

защитой жертв войны, следует разъяснить два понятия, лежащих в ее основе:

“комбатант” и “покровительствуемые лица”. Все положения Женевских

конвенций и Дополнительных протоколов к ним строятся вокруг этих двух

ключевых определений. Несмотря на то, что право войны существует много

веков, термин “комбатант” был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43

Протокола 1 гласит:

“Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте

(кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они

имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях”. Это

право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом

считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной

стороны (п. 1 ст. 44). Статус комбатанта отнюдь не означает, что ему

дается карт-бланш. Разумеется, он “обязан соблюдать нормы международного

права, применяемого в период вооруженных конфликтов” и несет индивидуальную

ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие

нарушения “не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если

он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным”.

Однако, правило, зафиксированное в п. 2 ст. 44, не лишено исключения, суть

которого сводится к обязанности комбатанта “отличать себя от гражданского

населения форменной одеждой или другими отличительными знаками в то время,

когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся

подготовкой к нападению”. Далее п. 3 ст. 44 Протокола 1 предусматривает,

что “во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда

вследствие военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от

гражданского населения”. В таком случае он сохраняет свой статус

комбатанта, если открыто носит оружие во время каждого военного

столкновения и в то время, когда находится на виду у противника в ходе

развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором

он должен принять участие. Напротив, если комбатант попадает в плен в то

время, когда он не выполняет данные требования, то он лишается права

считаться военнопленным. Справедливости ради, указанное суровое правило

смягчается содержащимся в п. 4 ст. 44 Протокола 1 утверждением: “тем не

менее ему предоставляется защита, равноценная во всех отношениях той,

которая предоставляется военнопленным в соответствии с III Конвенцией и

настоящим Протоколом”. И здесь же уточняется, что эта равноценная защита

предоставляется даже “в случае, если такое лицо предается суду и несет

наказания за любые правонарушения, которые оно совершило”. Как уже

отмечалось выше, статус комбатантов тесно связывается со статусом

военнопленных.

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории

комбатантов:

- личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем

даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении

правительства или власти, не признанных противником;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.