Рефераты. Особенности философии Ницше






найти верный взгляд на него, и только затем мы сможем уже спрашивать о том,

что такое нигилизм.

Нигилизм — это движение в историческом совершении, а не какой-нибудь

взгляд, не какое-нибудь учение, какие кто-либо разделял и каких кто-либо

придерживался. Нигилизм движет историческое совершение, как может двигать

его еще почти не распознанный фундаментальный процесс внутри судьбы народов

Запада. По этому же самому нигилизм и не только историческое явление наряду

с другими, не только духовное течение, какое встречалось бы в истории

Запада наряду с другими, наряду с христианством, гуманизмом, просвещением.

Нигилизм, если мыслить его по его сущности,— это, скорее,

основополагающее движение в историческом совершении Запада. И такова

глубина этого движения, что его разворачивание может лишь повести к мировым

катастрофам. Нигилизм — это всемирно-историческое движение тех народов

земли, которые вовлечены в сферу влияния нового времени. Поэтому он и не

явление только лишь современной эпохи, и не продукт XIX века, когда,

правда, обострилось внимание к нигилизму и вошло в употребление само слово.

Точно так же нигилизм и не порождение отдельных наций, чьи мыслители и

литераторы говорят о нигилизме. Может случиться и так, что мнящие себя не

затронутыми им наиболее основательно способствуют его разворачиванию.

Зловещ и неприютен гость, неприютнейший из всех,— еще и тем зловещ, что не

может назвать свой исток.

И воцаряется нигилизм не только лишь тогда, когда начинают отрицать

христианского Бога, бороться с христианством или, скажем, вольнодумно

проповедовать незамысловатый атеизм. Пока мы ограничиваем свой взор

исключительно таким отвращающимся от христианства неверием и его

проявлениями, наш взгляд задерживается на внешнем, жалком фасаде нигилизма.

Речи безумца ведь прямо говорят о том, что слова «БОГ мертв» не имеют

ничего общего с мнениями «не верующих» в Бога праздно стоящих зевак,

которые говорят все разом. До таких людей без веры нигилизм — судьба их же

собственной вершащейся истории — вообще еще не пробился.

До тех пор пока мы будем постигать слова «Бог мертв» лишь как формулу

неверия, мы продолжаем разуметь их в богословско-апологетическом смысле,

отмежевываясь от всего того, что было самым важным для Ницше, а именно от

такого осмысления, которое следовало бы мыслью за тем, что уже совершилось

с истиной сверхчувственного мира и ее отношением к сущности человека.

Поэтому же нигилизм, как разуму его Ницше, не покрывается и тем чисто

негативно представляемым состоянием, когда люди уже не могут веровать в

христианского Бога библейского откровения,— точно так же, как и под

христианством Ницше понимает не ту жизнь христиан, какая существовала лишь

единожды в течение совсем недолгого времени, пока не были составлены

Евангелия и не началась миссионерская деятельность Павла. Для Ницше

христианство — это феномен церкви с ее притязаниями на власть, феномен

исторический, феномен светской политики в рамках складывания западного

человечества и культуры нового времени. В этом смысле так понимаемое

христианство и христианский дух новозаветной веры — не одно и то же. И

жизнь далеко не христианская может утверждать христианство, пользуясь им

как фактором силы, и, наоборот, христианская жизнь отнюдь не непременно

нуждается в христианстве. Поэтому спор с христианством отнюдь не

обязательно должен повлечь за собой борьбу с христианским духом,— ведь и

критика богословия не означает еще критики веры, истолкованием которой

призвано служить богословие. Пока пренебрегают этими существенными

различиями, остаются на уровне низкопробной борьбы мировоззрений.

«Бог» в словах «Бог мертв», если продумывать его по его сущности,

замещает сверхчувственный мир идеалов, заключающих в себе цель жизни, что

возвышается над самой же земной жизнью, и тем самым определяющих ее сверху

и в известном смысле извне. Когда же начинает исчезать незамутненная,

определяемая церковью вера в Бога, а в особенности ограничивается и

оттесняется на задний план вероучение, богословие в его роли задающего меру

объяснения сущего в целом, то в результате этого отнюдь не разрушается еще

основополагающий строй, согласно которому земная, чувственная жизнь

управляется целеполаганием, заходящим в сферу сверхчувственного.

Авторитет Бога, авторитет церкви с ее учительной миссией исчезает, но на

его место заступает авторитет совести, авторитет рвущегося сюда же разума.

Против них восстает социальный инстинкт. Бегство от мира в сферу

сверхчувственного заменяется историческим прогрессом. Потусторонняя цель

вечного блаженства преобразуется в земное счастье для большинства.

Попечение о религиозном культе сменяется вдохновенным созиданием культуры

или распространением цивилизации. Творческое начало, что было прежде

отличительной чертой библейского Бога, отмечает теперь человеческую

деятельность. Людское творчество переходит, наконец, в бизнес и гешефт.

Итак, место сверхчувственного мира спешат занять производные церковно-

христианского и богословского истолкования мира.

Область, где совершается сущность и разверзается событие нигилизма,— это

сама же метафизика, при непременном условии, однако, что мы, применяя это

слово — «метафизика», будем разуметь под ним не философское учение и тем

более не какую-то отдельную дисциплину философии, а будем думать об

основополагающем строе сущего в целом, о том, при котором различаются

чувственный и сверхчувственный мир и первый опирается на второй и

определяется им. Метафизика — это пространство исторического совершения,

пространство, в котором судьбою становится то, что сверхчувственный мир,

идеи, Бог, нравственный закон, авторитет разума, прогресс, счастье

большинства, культура, цивилизация утрачивают присущую им силу созидания и

начинают ничтожествовать. Мы такое сущностное распадение всего

сверхчувственного называем за-бытием, тлением, гниением. Поэтому неверие в

смысле отпадения от христианского вероучения никогда не бывает сущностью и

основанием нигилизма — всегда оно лишь его следствие; может случиться ведь

и так, что и само христианство представляет собой следствие и определенное

выражение нигилизма. Теперь, отсюда, мы можем распознать и самое последнее

отклонение в сторону, самое последнее заблуждение, какому подвержены люди,

когда они пытаются постичь и, как они мнят, опровергнуть нигилизм. Не

постигнув нигилизм как движение внутри исторического совершения, длящееся

уже долгое время и своим сущностным основанием покоящееся в самой

метафизике, люди предаются гибельному пристрастию принимать за сам нигилизм

явления, представляющие собою лишь его последствия, а за причины нигилизма

— его последствия и воздействия. Бездумно приноровляясь к такой манере

представлять вещи, люди в течение десятилетий привыкают к тому, чтобы в

качестве причин исторической ситуации эпохи приводить господство техники

или восстание масс, неутомимо расчленяя духовную ситуацию времени в

соответствии с подобными аспектами. Однако, сколь бы многосведущ,

проницателен и остроумен ни был анализ человека и его положения внутри

всего сущего, он продолжает оставаться бездумным, порождая лишь видимость

осмысления, до тех пор пока забывает думать о местоположении бытийствующего

человека, пока не постигает его местоположение в истине бытия.

Пока мы не перестанем принимать явления нигилизма за сам нигилизм, наше

отношение к нигилизму останется поверхностным. Оно не будет в состоянии

сдвинуть с места хотя бы самую малость, даже если и почерпнет известную

страстность оказываемого им отпора то ли во всеобщей неудовлетворенности

мировым положением, то ли в отчаянии, в каком не решится признаться себе

вполне, то ли в моральном негодовании или в самонадеянном превосходстве

верующего над другими.

В противовес всему этому необходимо одно — чтобы мы начали осмыслять.

Поэтому спросим теперь самого Ницше, что же разумеет он под нигилизмом, и

поначалу пусть останется открытым, улавливает ли Ницше сущность нигилизма и

может ли он уловить ее, понимая нигилизм так.

В одной из записей 1887 года Ницше ставит вопрос («Воля к власти»,

афоризм 2): «Что означает нигилизм?» И отвечает: «То, что высшие ценности

обесцениваются»,

Ответ этот подчеркнут и снабжен пояснением: «Нет цели, нет ответа на

вопрос — „почему?"».

Если следовать этой записи, то Ницше понимает нигилизм как процесс в

историческом совершении. Он интерпретирует этот процесс как обесценивание

высших ценностей, какие существовали прежде. Бог, сверхчувственный мир как

мир истинно сущий и все определяющий, идеалы и идеи, цели и основания,

которые определяют и несут на себе все сущее и человеческую жизнь во всем

особенном,— все здесь представляется в смысле высших ценностей. Согласно

мнению, распространенному еще и теперь, под высшими ценностями разумеются

истина, добро и красота: истинное, то есть сущее в действительности;

благое, в чем повсюду все дело; прекрасное, то есть порядок и единство

сущего в целом. Однако высшие ценности начинают обесцениваться уже

вследствие того, что люди постепенно осознают: идеальный мир неосуществим,

его никогда не удастся осуществить в пределах мира реального.

Обязательность высших ценностей тем самым поколеблена, встает вопрос: для

чего же нужны эти высшие ценности, если они не обеспечивают гарантий,

средств и путей осуществления полагаемых вместе с ними целей?

Если бы мы, однако, пожелали вполне буквально понять ницшевское

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.