Рефераты. Кандидатский






политической действительности, а побудительные мотивы деятельности

преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от

социального, экологического и демографического императивов эпохи.

#66. Наука в системе культуры

В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни

общества выделяются три группы социальных функций:

. культурно- мировоззренческие

. производительные силы

. социальные силы

В период становления науки как особого социального института, ее

влияние обнаруживалось прежде всего в сфере культурного мировоззрения, где

в течении долгого времени шла борьба между геологией и наукой.

В эпоху средневековья теология занимала положение верховной инстанции,

призванной решать культурно- мировоззренческие проблемы:

. проблемы мироздания и месте человека в нем

. о смысле и ценностях жизни

Переворотом Коперника наука впервые сформулировала понятие культурного

мировоззрения. Это стало началом проникновения научного знания и мышления в

структуре деятельности человека и общества. Обнаружились и первые признаки

выхода науки в мировоззренческую проблематику.

Позже наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной

мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения

вселенной, возникновения жизни и происхождения человека.

Без становления этих культурно- мировоззренческих позиций научные

представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.

Одновременно с возникновением и укреплением культурно- мировоззренческих

функций науки, занятия наукой постепенно становятся самостоятельной сферой

человеческой деятельности.

#67. Сциентизм и антисциентизм как культурно- мировоззренческие позиции

Научно-техническая революция второй половины XX века вызвала надежды

на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут

разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения

получили название «сциентических» и «техницистских». С научно-технической

точки зрения изучение новейших концепций информационного общества

представляет большой позитивный интерес. Общими чертами социально-

философских позиций остаются техницизм и культ информационного разума.

Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской

волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни

«антиутопии».

В ХХ веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали

писатели:

Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин,

О. Хаксли и др.

В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего,

где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе с сциентистами исходят из идей всевластия

науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как

специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти,

если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать

потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.

#65. Наука и производство.

Наука как деятельность по производству знаний всегда была некоторым

компонентом в жизни общества и испытывала на себе влияние потребностей

этого общества, мировоззрение и т. д. При этом она по разному

организовывалась (разные соц. институты), и она по разному осознавалась ее

участниками с точки зрения цели и задач.

Одна из самых общих связей науки с общественной системой в целом –

взаимоотношения науки пр-ва. Само взаимоотношение науки происходит когда

производственная практика накапливает много эмпирических знаний и

необходимо их обобщить. Однако в доиндустриальный период истории большая

часть производственной деятельности людей строилась на эмпирических знаниях

и не требовала научных знаний, соответственно потребности общества в

развитии науки были ограничены.

Все это было обусловлено тем, что технический базис доиндустриального

общества консервативен по природе. Отношения между наукой и пр-вом

складываются в индустриальном обществе. Любая машина – овеществленное

знание и машинное пр-во – это такая основа общ-ва, которая быстро

изменяется, а экономические потребности его обуславливают.

Становление индустриального общ-ва – это важный этап. В этот период

потребности научного развития становятся главным стимулом для развития

науки. Она начинает становиться производственной силой общ-ва. Этот процесс

приобретает новые черты в ХХ веке.

В пр-во вовлекаются такие объекты, которые вообще не даны чел-у

эмпирически (радиоэлектроника), и наука становится источником новой

технологии и отраслей пр-ва. Это разумеется приводит к существенным

изменениям в науке как сфере деятельности. В эту сферу вовлекается все

большее кол-во людей, резко возрастают ассигнования и складываются новые

организационные формы связи науки и пр-ва. Количественный рост науки

выражается и в росте объемов научной информации, в особенности в прикладных

сферах.

#63. Социальные функции науки.

Соц. функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама

наука. Развитие соц. функций представляет собой важную сторону самой науки.

Современная наука кардинально отличается от той науки, кот. существовала

полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

В совр. науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общ-ва

выделяют 3 группы, выполняемых ею социальных функций:

1) Культурно-мировоззренческие функции. (Период кризиса феодализма,

зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма –

эпоха Возрождения и новое время). Влияние на данном этапе обнаруживалось

в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки.

2) Функции науки, как непосредственно производительной силы. (Эпоха

Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере

зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера.

3) Функции науки, как социальной силы – научные знания и методы все шире

используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития

общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право

монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом

в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру

деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые

признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историч. порядке

функции возникали и расширялись.

Что касается функций науки, как непосредственно производительной силы, то

сегодня эти ф., представляются не только наиболее очевидными, но и

первейшими, изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов

современного НТП.

#34. Противоречивость бытия. Роль противоречий в процессах изменения и

развития.

Диалектическое противоречие – процесс взаимодействия

противоположностей. Противоположности – особый тип различия между

объектами, при котором они как бы взаимоисключают или отрицают друг друга.

Вместе с тем противоположностями называют и сами взаимоисключающие объекты

и их свойства. Наличие противоположностей обнаруживается на всех стадиях

познания. При этом противоположности могут взаимодействовать между собой

прямо и опосредованно.

Действительность противоречива, поскольку в ней объективно существуют

противоречия. Классическая диалектика утверждала, что именно противоречия

являются источником развития познания. Это положение относительно верно.

Внутренние противоречия действительно могут быть источниками развития. Но

это не единственный источник изменения. Сам процесс изменений всегда

противоречив, ибо объект одновременно пребывает и изменяется.

#35. Отрицание и преемственность в развитии.

Отрицание (введено Гегелем) обозначает смену ступени развития другой.

Раскрыть понятие отрицания значит показать, как связаны между собой

предшествующие и последующие стадии в некотором ряду изменений.

Эта связь противоречива, т.к. ни одна стадия не сохраняется вечно. В

смене одной стадии другой есть момент разрушения, а с другой стороны –

момент преемственности, ибо последняя стадия вырастает из предшествующей и

включает в себя некоторые ее элементы. Таким образом, изменение в развитии

– это две тенденции: преодоление и преемственность.

Любая стадия развития, возникнув как отрицание предыдущей, в дальнейшем

сама подвергается отрицанию. То есть развитие можно представить как

некоторый ряд отрицаний. В этом ряду обнаруживается еще один тип

зависимости: «триада» (по Гегелю). Смысл: если некоторый цикл развития

имеет 3 стадии, то на третьей стадии возникают черты сходства с первой,

т.е. как бы воспроизводятся некоторые черты исходной стадии на новом

уровне.

В истории диалектики отмечалось, что именно благодаря этому развитие

происходит по спирали. Сама схема триады и само отношение «отрицание

отрицаний» не являются всеобщими. Это некоторый частный случай изменения.

Эта схема возникает и реализуется в рамках такого цикла развития, в котором

происходит взаимопревращение противоположностей.

#36. Взаимосвязь постепенных и скачкообразных изменений в развитии.

Законы классической диалектики

1 Закон: Взаимосвязь количественных изменений в качественные (Гегель).

Вся сумма знаний подтверждает, что существуют 2 типа изменения:

изменения при которых объекты меняя свои свойства продолжают существовать;

изменения при которых объекты превращаются из одних в другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.