начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому
человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и
народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами,
он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических
условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели
одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в
трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация)
и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в
обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие
демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат
в основании той или иной концепции.
| |КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА | |
| |ЖИЗНИ | |
| | | |
| | | | |
| |ГЕДОНИ| | |ЭВДЕМОН| |
| |ЗМ | | |ИЗМ | |
| |Жить –| | |Жизнь –| |
| |значит| | |стремле| |
| |наслаж| | |ние к | |
| |даться| | |счастью| |
| | | | |как | |
| | | | |подлинн| |
| | | | |ому | |
| | | | |назначе| |
| | | | |нию | |
| | | | |человек| |
| | | | |а | |
| | |
| |АСКЕТИЗ| | |ЭТИКА | |
| |М | | |ДОЛГА | |
| |Жизнь –| | |Жизнь –| |
| |это | | |это | |
| |отречен| | |самопож| |
| |ие от | | |ертвова| |
| |мира, | | |ние, | |
| |умерщвл| | |альтруи| |
| |ение | | |зм во | |
| |плоти | | |имя | |
| |ради | | |служени| |
| |искупле| | |я | |
| |ния | | |идеалу | |
| |грехов | | | | |
| | | | | |
| |
| |УТИЛИТА| |ПРАГМАТ| |
| |РИЗМ | |ИЗМ | |
| |Жить – | |Цель | |
| |значит | |жизни | |
| |из | |оправды| |
| |всего | |вает | |
| |извлека| |любые | |
| |ть | |средств| |
| |пользу | |а ее | |
| | | |достиже| |
| | | |ния | |
Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это
самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на
то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).
Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в
потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать
собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее
экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей,
социокультурную среду.
Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны
трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный
объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не
имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур
призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть
наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о
смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало
мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).
Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек
умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих
делах, творчестве, памяти людей.
#47. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.
В истории естествознания три типа структур:
1. классическое естествознание (его завершение конец ХIX - начало ХХв.);
2. неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХв);
3. неклассическое естествознание современного типа.
На первом этапе основной установкой при обосновании научных знаний о
природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы
со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную
сущность. Считалось, что объективность и предметность знания достигается
когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,
средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания
было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.
На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется
переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от
прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины
природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и
характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.
На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР
складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они
характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,
но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте
соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости
включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных
системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,
глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).
Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр
ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной
научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –
начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.
Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического
естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины
мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную
перестройку фил. оснований естествознания.
Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и
академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,
но связанные с изменением самого предмета исследований.
А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение
отношения науки к технике и др.
#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.
Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он
остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими
(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и
психофизиологической организации, активность, устойчивость во
взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию
человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для
формирования личности.
Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как
индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,
которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим
признакам относят психологические особенности человека, его отношение к
средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,
положение в обществе и т.п.
Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить
следующей схемой:
Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без
преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность
человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,
господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов
деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных
им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие
чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое
содержание.
Основные причины отчуждения:
. частная собственность на орудия и средства производства;
. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и
компьютеризация производства);
. всевластие бюрократии;
. социальное неравенство и эксплуатация;
. абсолютизация духовных сил человека.
«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере
осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора
профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора
их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу
мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений
в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и
быть избранным в различные органы политической власти; право свободно
участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть
различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что
свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.
Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,
это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует
ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не
хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,
«созидание ранее небывшего».
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его
способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19