Рефераты. Кандидатский






начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому

человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и

народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами,

он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических

условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели

одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в

трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация)

и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в

обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие

демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат

в основании той или иной концепции.

| |КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА | |

| |ЖИЗНИ | |

| | | |

| | | | |

| |ГЕДОНИ| | |ЭВДЕМОН| |

| |ЗМ | | |ИЗМ | |

| |Жить –| | |Жизнь –| |

| |значит| | |стремле| |

| |наслаж| | |ние к | |

| |даться| | |счастью| |

| | | | |как | |

| | | | |подлинн| |

| | | | |ому | |

| | | | |назначе| |

| | | | |нию | |

| | | | |человек| |

| | | | |а | |

| | |

| |АСКЕТИЗ| | |ЭТИКА | |

| |М | | |ДОЛГА | |

| |Жизнь –| | |Жизнь –| |

| |это | | |это | |

| |отречен| | |самопож| |

| |ие от | | |ертвова| |

| |мира, | | |ние, | |

| |умерщвл| | |альтруи| |

| |ение | | |зм во | |

| |плоти | | |имя | |

| |ради | | |служени| |

| |искупле| | |я | |

| |ния | | |идеалу | |

| |грехов | | | | |

| | | | | |

| |

| |УТИЛИТА| |ПРАГМАТ| |

| |РИЗМ | |ИЗМ | |

| |Жить – | |Цель | |

| |значит | |жизни | |

| |из | |оправды| |

| |всего | |вает | |

| |извлека| |любые | |

| |ть | |средств| |

| |пользу | |а ее | |

| | | |достиже| |

| | | |ния | |

| | | | | |

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это

самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)

ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на

то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в

потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать

собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее

экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей,

социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны

трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный

объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не

имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур

призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть

наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о

смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало

мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек

умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих

делах, творчестве, памяти людей.

#47. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.

В истории естествознания три типа структур:

1. классическое естествознание (его завершение конец ХIX - начало ХХв.);

2. неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХв);

3. неклассическое естествознание современного типа.

На первом этапе основной установкой при обосновании научных знаний о

природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы

со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную

сущность. Считалось, что объективность и предметность знания достигается

когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,

средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания

было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от

прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины

природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и

характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР

складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они

характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,

но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте

соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости

включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных

системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,

глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).

Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр

ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной

научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –

начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.

Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического

естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины

мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную

перестройку фил. оснований естествознания.

Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и

академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,

но связанные с изменением самого предмета исследований.

А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение

отношения науки к технике и др.

#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.

Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он

остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими

(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и

психофизиологической организации, активность, устойчивость во

взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию

человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для

формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как

индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,

которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим

признакам относят психологические особенности человека, его отношение к

средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,

положение в обществе и т.п.

Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить

следующей схемой:

Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без

преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность

человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,

господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов

деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных

им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие

чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое

содержание.

Основные причины отчуждения:

. частная собственность на орудия и средства производства;

. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и

компьютеризация производства);

. всевластие бюрократии;

. социальное неравенство и эксплуатация;

. абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере

осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора

профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора

их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу

мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений

в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и

быть избранным в различные органы политической власти; право свободно

участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть

различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что

свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.

Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,

это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует

ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не

хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,

«созидание ранее небывшего».

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его

способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.