воли. Картина мира разделяется на небесную и земную
2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это
знание неизменно.
3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку,
познание природы – для улучшения понимания бога.
4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с
другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель
человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.
Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между
свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным
предопределением, о соотношении между верой и разумом.
Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан
В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями
самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно
возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов
были публичные богословские споры, разработка богословской документации.
Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф.
вопросы.
Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.
Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые
духовные сущности.
Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие
понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на
богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение
природы. Реалисты – чисто схоласты.
#13. Философия французских просветителе 18в.
Понятие просвещения –
1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что
существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума,
как единственного и высшего авторитета.
2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.
Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.
Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы,
мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия
эпохи просвещения.
Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет
собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и
следствий.
Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы
чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его
проявлениях.
Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения
материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.
Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже
Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная
возможность присуща всей материи.
В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она
сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.
Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание
процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть
активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается
переход от чувственного к логическому познанию.
Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую
происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать
представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума.
Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его
неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к
самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому
себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление
избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-
ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им
казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем
личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же
разъяснить чел-ку его подлинные интересы.
Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что
правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об
общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях
может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.
Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма
атеизма:
1. Критика самого религиозного мировоззрения
2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на
вопрос о причине возникновения и существования религии:
1. Невежество и недостаток знаний
2. Страх перед грозными силами природы
3. Сознательный обман одних людей другими.
14. Философия Канта.
1724-1804. теретическая деятельность Канта делится на два периода:
1.Докритический – занят вопросами ф. природы. Работает в областях нек-х
разных наук. Деятельность Канта относится и к истории ф. и к истории науки.
Наиболее значительное достижение – космогоническая гипотеза (1755). Впервые
сказал о том, что можно дать критику естественного происхождения солнечной
системы из нек-ой туманности (диффузного существования вещ-ва). Позже это
было развито Лапласом. В истории – гипотеза Канта-Лапласа.
2. Критический.- складывается собственная ф. система. «Критика чистого
разума», «Критика практического разума», «критика способности суждения».
«Критика чистого разума» - анализирует сам процесс чел. познания.
Познание начинается с опыта. Никаких знаний, предшествующих опыту быть не
может. Но это не означает, что все наше знание выводятся только из опыта.
Данные опыта упорядочиваются и организуются нашим сознанием. Формы этой
деятельности нашего сознания являются априорными и носят синтетический,
организующий характер. Даже наглядное представление действительности
возможно только в результате действий синтезирующих форм сознания.
Формы: пространство и время (так устроена наша голова). В дальнейшем все
наше знание устраивается и развивается в логических категориях и понятиях,
вкл. понятие причинности (они тоже априорны т.е. даны нам от рождения).
Отсюда:
1. Кант решает свою задачу – доказывает всеобщность научного знания.
2. Т.к. наши знания имеют к.-бы два источника: а) внешний мир, кот.
вызывает у нас ощущения, б)априорные формы нашего сознания, поэтому мы
не в праве говорить, что мы знаем мир сам по себе. Мы знаем мир каким
он нам является и упорядочивается нашими априорными формами сознания.
сам же объективный мир является «вещью в себе».
#32.Категория явления и сущности.
Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая относительно устойчивая
сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его
природу, совокупность черт и другие хар-ки.
Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные и изменчивые хар-ки того
или иного предмета относительно самостоятельной области объективной
реальности. Это то, как сущность проявляет себя вовне, при взаимодействии с
другим объектом.
Сущность тела(А) может пониматься двояко, как 1. Главное, основное
(законы, структура и др.)
2. внутренняя сущность предмета
Явление – внешнее, т.е. проявляющаяся во взаимодействии тела (А) с
другими телами.
Кант: мир явлений зависит от человека. Сущность трансцендентна
(непостижима) т.е. «вещь в себе».
Антология – учение о бытии не зависимо от человека (сущность и явление
существуют независимо от чел-ка.
Гносеология – возможность познания мира, сущности при помощи научных
средств.
Экзистенция – наша жизнь. Зачем я живу. Ищем сущность.
Платон: сущность 1 порядка = общее.
Прежде всего сущностью мира являются з-ны мира. Они ненаблюдаемы. Они
внутренни. Сущность может быть и общей и конкретной.
#33. Категории элементов, структуры, системы. принцип системности в
познании.
Одно из самых важных изменений в понимании мира – это понимание
системного объекта.
Система – некоторое образование внутренние связи кот. устойчивы. Св-
ва системы отличаются от св-в элементов, кот. ее образуют. Система в
большей степени зависит от структуры, чем от ее элементов. С изучением
структур связано одно из важнейших открытий 20в. – способность к
самоорганизации. Способность к самоорганизации и способность сложных систем
к преобразованию – это тип связей и взаимодействий, кот. не описывается на
уровне причинных связей. Т.о. природа понимается как нечто более сложное,
чем несколько десятилетий назад и нечто способное к самоорганизации.
Изменения в научной картине мира не перечеркнули классических з-ов
диалектики. Но эти з-ны отнюдь не исчерпывают действительные связи и
отношения развивающегося мира.
#23. Философия и общественная мысль России XVIII. Ломоносов. Радищев.
Петровские реформы привели к изменениям в культурном развитии страны.
Появилась наука.
М.В.Ломоносов – стал одновременно философски мыслящим ученым. Исходил из
того, что ф. осмысление мира – одно из условий и предпосылок научного
познания.
Отстаивал независимость научного мышления от религии, используя теорию
двойственности, разделяющую религию и природу. в натурфилософской картине
мира он развивает теорию развития мира, кот. соответствует науке этого
времени (материя – протяженное, непроницаемое, делимое на части).
Вносит две важные идеи:
1. Формулирует з-н сохранения материи и движения (1748)
2. Опираясь на очень ограниченный экспериментальный материал формулирует
идею о двух уровнях организации материи: молекулярном и атомном.
В первую очередь оставался ученым, а не ф. предпочитал не обсуждать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19