Рефераты. Кандидатский






воли. Картина мира разделяется на небесную и земную

2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это

знание неизменно.

3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку,

познание природы – для улучшения понимания бога.

4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с

другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель

человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.

Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между

свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным

предопределением, о соотношении между верой и разумом.

Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан

В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями

самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно

возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов

были публичные богословские споры, разработка богословской документации.

Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф.

вопросы.

Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.

Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые

духовные сущности.

Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие

понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на

богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение

природы. Реалисты – чисто схоласты.

#13. Философия французских просветителе 18в.

Понятие просвещения –

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что

существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума,

как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы,

мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия

эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет

собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и

следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы

чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его

проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения

материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже

Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная

возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она

сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание

процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть

активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается

переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую

происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать

представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума.

Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его

неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к

самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому

себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление

избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-

ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им

казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем

личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же

разъяснить чел-ку его подлинные интересы.

Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что

правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об

общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях

может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма

атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на

вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.

14. Философия Канта.

1724-1804. теретическая деятельность Канта делится на два периода:

1.Докритический – занят вопросами ф. природы. Работает в областях нек-х

разных наук. Деятельность Канта относится и к истории ф. и к истории науки.

Наиболее значительное достижение – космогоническая гипотеза (1755). Впервые

сказал о том, что можно дать критику естественного происхождения солнечной

системы из нек-ой туманности (диффузного существования вещ-ва). Позже это

было развито Лапласом. В истории – гипотеза Канта-Лапласа.

2. Критический.- складывается собственная ф. система. «Критика чистого

разума», «Критика практического разума», «критика способности суждения».

«Критика чистого разума» - анализирует сам процесс чел. познания.

Познание начинается с опыта. Никаких знаний, предшествующих опыту быть не

может. Но это не означает, что все наше знание выводятся только из опыта.

Данные опыта упорядочиваются и организуются нашим сознанием. Формы этой

деятельности нашего сознания являются априорными и носят синтетический,

организующий характер. Даже наглядное представление действительности

возможно только в результате действий синтезирующих форм сознания.

Формы: пространство и время (так устроена наша голова). В дальнейшем все

наше знание устраивается и развивается в логических категориях и понятиях,

вкл. понятие причинности (они тоже априорны т.е. даны нам от рождения).

Отсюда:

1. Кант решает свою задачу – доказывает всеобщность научного знания.

2. Т.к. наши знания имеют к.-бы два источника: а) внешний мир, кот.

вызывает у нас ощущения, б)априорные формы нашего сознания, поэтому мы

не в праве говорить, что мы знаем мир сам по себе. Мы знаем мир каким

он нам является и упорядочивается нашими априорными формами сознания.

сам же объективный мир является «вещью в себе».

#32.Категория явления и сущности.

Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая относительно устойчивая

сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его

природу, совокупность черт и другие хар-ки.

Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные и изменчивые хар-ки того

или иного предмета относительно самостоятельной области объективной

реальности. Это то, как сущность проявляет себя вовне, при взаимодействии с

другим объектом.

Сущность тела(А) может пониматься двояко, как 1. Главное, основное

(законы, структура и др.)

2. внутренняя сущность предмета

Явление – внешнее, т.е. проявляющаяся во взаимодействии тела (А) с

другими телами.

Кант: мир явлений зависит от человека. Сущность трансцендентна

(непостижима) т.е. «вещь в себе».

Антология – учение о бытии не зависимо от человека (сущность и явление

существуют независимо от чел-ка.

Гносеология – возможность познания мира, сущности при помощи научных

средств.

Экзистенция – наша жизнь. Зачем я живу. Ищем сущность.

Платон: сущность 1 порядка = общее.

Прежде всего сущностью мира являются з-ны мира. Они ненаблюдаемы. Они

внутренни. Сущность может быть и общей и конкретной.

#33. Категории элементов, структуры, системы. принцип системности в

познании.

Одно из самых важных изменений в понимании мира – это понимание

системного объекта.

Система – некоторое образование внутренние связи кот. устойчивы. Св-

ва системы отличаются от св-в элементов, кот. ее образуют. Система в

большей степени зависит от структуры, чем от ее элементов. С изучением

структур связано одно из важнейших открытий 20в. – способность к

самоорганизации. Способность к самоорганизации и способность сложных систем

к преобразованию – это тип связей и взаимодействий, кот. не описывается на

уровне причинных связей. Т.о. природа понимается как нечто более сложное,

чем несколько десятилетий назад и нечто способное к самоорганизации.

Изменения в научной картине мира не перечеркнули классических з-ов

диалектики. Но эти з-ны отнюдь не исчерпывают действительные связи и

отношения развивающегося мира.

#23. Философия и общественная мысль России XVIII. Ломоносов. Радищев.

Петровские реформы привели к изменениям в культурном развитии страны.

Появилась наука.

М.В.Ломоносов – стал одновременно философски мыслящим ученым. Исходил из

того, что ф. осмысление мира – одно из условий и предпосылок научного

познания.

Отстаивал независимость научного мышления от религии, используя теорию

двойственности, разделяющую религию и природу. в натурфилософской картине

мира он развивает теорию развития мира, кот. соответствует науке этого

времени (материя – протяженное, непроницаемое, делимое на части).

Вносит две важные идеи:

1. Формулирует з-н сохранения материи и движения (1748)

2. Опираясь на очень ограниченный экспериментальный материал формулирует

идею о двух уровнях организации материи: молекулярном и атомном.

В первую очередь оставался ученым, а не ф. предпочитал не обсуждать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.