Рефераты. Кандидатский






своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им

объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его

мира.

#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и

концепции ее решения.

Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у

собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху

открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами

резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы

общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все

чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение

требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.

Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек –

биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство

– воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах

истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы

развития общ-ва.

В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает

и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-

ва, на росте пр-ва.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

1) Древнейший (охота и собирательство);

2) Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения

локального характера);

3) Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов

составляет 1% от сырья).

Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической

катастрофы.

Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала,

но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию

развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-

ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые

волнения («римский клуб»).

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-

ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие

индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-

но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы

обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.

Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что

это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в

сознании чел-ва.

При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет

осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной

жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его

контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий

существования чел-ва (атмосфера и т. д.).

Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее

формам.

Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в

мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму

сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот

переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта

революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она

превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной

цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и

обостряет старые:

1) продовольственная;

2) занятости и трудоустройства

Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.

Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая

бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии

англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с

майтовской теорией.

«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность

жизни чел-ва.

#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи

действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти

связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные

методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов

(объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная

теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием

эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней

самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем.

лингвистике.

2)аксиоматический;

Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств.

Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них

образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие

аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С

помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на

различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о

принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю

математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не

исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала

создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается,

образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в

ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность

гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

#61 Мораль и ее роль в жизни общества.

Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,

привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции

действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид

общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ.

энциклопед. словарь).

Исторически:

Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть

результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных

моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами

человеческой души.

Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в

неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль

эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм

разумным.

Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о

неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории

человечества.

Объективно:

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции

действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с

ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и

организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и

проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности

(как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения,

взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и

исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных

представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное

сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).

Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой

некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени,

данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную

систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное

понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить,

что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое

совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы

общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком,

безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило,

содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что

позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Историческое развитие морали связано и со становлением элементов

общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии

прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем

большие требования предъявляются к духовному миру человека.

#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.

Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П.

Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть

историческую динамику развивающегося научного знания.

Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания

привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука –

обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.