Рефераты. Кандидатский






диалектическое переосмысление понятия закона. Случайность не отрицает

детерминизм, она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-

материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая

конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным

законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут

сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра статистически

детерминирована. Квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму

детерминизма. Она не отрицает причинность и закономерность, а их жесткую

форму.

Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие

всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная

регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными

исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма,

переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше

отражающей сложные социальные и природные процессы.

#30. Категории возможности, действительности, вероятность.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при

которой наступление события – причины обязательно влечет за собой вполне

определенное явление – следствие.

Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой

причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных

альтернативных следствий. Т.о. случайное событие наступает как результат

воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и

точности неизвестных причин.

Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления,

процесса, его потенциальное существование. Это то, чего еще нет, но что

может быть. (разраб. Аристотель). Это промежуточное состояние между бытием

и небытием.

Возможности бывают:

- реальные (конкретные);

- абстрактные.

Действительность – то, что уже осуществилось, что живет и действует.

Возможность и действительность – две последовательные ступени развития

явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования

причинных отношений в природе, обществе, мышлении.

Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Мы живем

в вероятностном мире. Вероятностный характер мира означает также его

многовариантность, т.е. в любой момент времени существует гораздо больше

возможностей, чем реализуется. Причем как правило более или менее сложные

системы имеют несколько вариантов изменения. Это м.б. одним из

фундаментальных моментов современного мышления. В нашем воздействии на мир

всегда развязываются новые возможности.

Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило достаточно

сложными причинными основаниями, включающими в себя как внутренние

(необходимые), так и внешние (случайные) причины.

Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает

возможность реализации различных вариантов следствия. Реальный характер

следствия зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим

в каждом конкретном случае.

Познание соотношения случайного и необходимого в социальных

взаимодействиях является условием практического применения знаний об

объективных закономерностях жизни общества.

Случайность и необходимость относительны6 необходимое в одних условиях

может стать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения

следует каждый раз учитывать конкретные условия.

Действительность содержит множество не только необходимо, но и случайно

сложившихся свойств.

#15. Философия Г.Гегеля

Философская система Гегеля- это система объективного идеализма, т.е. по

Гегелю основу всего существующего составляет некоторый мировой разум,

однако эта духовная первооснова мира- это аналог бога. Она не остается

равной самой себе, а проходит процесс развития.

Сначала чисто логический по своему характеру процесс, затем воплощается

в природу, т.е. природа как инобытие идеи; затем этот же мировой разум

развертывается в человеческой истории, в истории человеческой культуры. В

рамках такого мировоззрения Гегелю, однако, удается провести чрезвычайно

ценное исследование: в качестве мирового разума он рассматривает основные

логические философские категории в их взаимосвязи и взаимных переходах.

В “Науке логике” он рассматривает переходы одних категорий в другие.

Эти переходы происходят так, что в логическом содержании каждой категории

обнаруживаются противоречия, которые ведут к разрешению новых категории.

Гегель показал действительные взаимосвязи основных категорий нашего разума.

Это стало основой гегелевской диалектики и так называемого диалектического

метода, в котором рассматривается процесс развития через разрешение

противоречий и через диалектическое отрицание.

Гегель - крупнейший диалектик. Он показал те диалектические связи и

взаимосвязи категорий которые есть в реальном мире. Благодаря ему

утвердилась мысль, что весь существующий мир проходит процесс закономерного

развития перехода от одних ступенек к другим.

Законы диалектики:

1. Единства и борьбы противоположностей

2. Перехода количества в качество

3. Отрицания отрицания

Его теория в некоторых отношениях искажает действительность т.к.

взаимосвязь понятий не вполне совпадает с диалектикой самого реального

мира. Гегель сам вступает в противоречие с диалектическим выводом, стремясь

закончить свою философскую систему окончательными выводами, т.к. по его

представлению развитие познания и общества должно закончится. Он и полагал,

что его система есть окончательное слово философии.

В дальнейшем была критика философии Гегеля.

#16. Философия Л.Фейербаха.

Суть критики в том, что Фейербах говорит, что мировой разум по Гегелю

- это ни что иное, как человеческий разум, взятый в наиболее общей форме и

рассматриваемый как нечто самостоятельное, отделенное от человека. Это же

по Фейербаху составляет основу и религиозного сознания. Т.е. и Гегелевский

идеализм и религия – это по Фейербаху отчужденные формы сознания.

Единственная реальная основа всех форм сознания – человек, который должен

быть единственным предметом философии. Фейербах понимает человека прежде

всего как часть природы, но в то же время он говорит, что понять человека и

человеческое сознание можно лишь с учетом отношения человека к человеку или

индивида к человеческому роду. Самостоятельное значение имел анализ

Фейербахом религии, в частности христианства. Он говорит, что религия имеет

глубокое человеческое содержание, однако, выраженное в отчужденной форме.

Отсюда историческая задача: на место существующих религий поставить новую-

религию человека, религию любви к человеку. Вместо “человек человеку волк ”

он говорит “человек человеку бог”

#17. Философия марксизма (1818-1883)

Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных

доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное

единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной

сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и

теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения,

отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют

исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся

вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между

собой и природы человека вообще.

Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против

христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс

увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего

миропорядка.

Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах.

1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,

и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты

труда.

2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет

выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.

#18. Философия позитивизма. Неопозитивизма ХХ века и его кризис

Позитивизм

Зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он

сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются

конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса

познания. Он решал эту проблему так: пытался выделить основные стадии

исторического развития мышления, полагая, что это была сначала религиозная

стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками находить

причины сущего; затем научная стадия. Причем научное мышление отличается от

метафизического тем, что наука строго придерживается фактов и старается

точно описать их взаимосвязь. Вопросы же об общем характере бытия не

являются предметом науки. Во 2-й половине 19 века позитивизму

симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление

получает название логического позитивизма (неопозитивизма).

Неопозитивизм

Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)

Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью

очистить науку от вненаучных и философских допущений.

Выдвигалось 2 приема:

1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые

констатируют исходные факты.

2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:

истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.