диалектическое переосмысление понятия закона. Случайность не отрицает
детерминизм, она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-
материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая
конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным
законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут
сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра статистически
детерминирована. Квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму
детерминизма. Она не отрицает причинность и закономерность, а их жесткую
форму.
Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие
всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная
регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными
исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма,
переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше
отражающей сложные социальные и природные процессы.
#30. Категории возможности, действительности, вероятность.
Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при
которой наступление события – причины обязательно влечет за собой вполне
определенное явление – следствие.
Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой
причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных
альтернативных следствий. Т.о. случайное событие наступает как результат
воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и
точности неизвестных причин.
Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления,
процесса, его потенциальное существование. Это то, чего еще нет, но что
может быть. (разраб. Аристотель). Это промежуточное состояние между бытием
и небытием.
Возможности бывают:
- реальные (конкретные);
- абстрактные.
Действительность – то, что уже осуществилось, что живет и действует.
Возможность и действительность – две последовательные ступени развития
явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования
причинных отношений в природе, обществе, мышлении.
Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Мы живем
в вероятностном мире. Вероятностный характер мира означает также его
многовариантность, т.е. в любой момент времени существует гораздо больше
возможностей, чем реализуется. Причем как правило более или менее сложные
системы имеют несколько вариантов изменения. Это м.б. одним из
фундаментальных моментов современного мышления. В нашем воздействии на мир
всегда развязываются новые возможности.
Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило достаточно
сложными причинными основаниями, включающими в себя как внутренние
(необходимые), так и внешние (случайные) причины.
Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает
возможность реализации различных вариантов следствия. Реальный характер
следствия зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим
в каждом конкретном случае.
Познание соотношения случайного и необходимого в социальных
взаимодействиях является условием практического применения знаний об
объективных закономерностях жизни общества.
Случайность и необходимость относительны6 необходимое в одних условиях
может стать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения
следует каждый раз учитывать конкретные условия.
Действительность содержит множество не только необходимо, но и случайно
сложившихся свойств.
#15. Философия Г.Гегеля
Философская система Гегеля- это система объективного идеализма, т.е. по
Гегелю основу всего существующего составляет некоторый мировой разум,
однако эта духовная первооснова мира- это аналог бога. Она не остается
равной самой себе, а проходит процесс развития.
Сначала чисто логический по своему характеру процесс, затем воплощается
в природу, т.е. природа как инобытие идеи; затем этот же мировой разум
развертывается в человеческой истории, в истории человеческой культуры. В
рамках такого мировоззрения Гегелю, однако, удается провести чрезвычайно
ценное исследование: в качестве мирового разума он рассматривает основные
логические философские категории в их взаимосвязи и взаимных переходах.
В “Науке логике” он рассматривает переходы одних категорий в другие.
Эти переходы происходят так, что в логическом содержании каждой категории
обнаруживаются противоречия, которые ведут к разрешению новых категории.
Гегель показал действительные взаимосвязи основных категорий нашего разума.
Это стало основой гегелевской диалектики и так называемого диалектического
метода, в котором рассматривается процесс развития через разрешение
противоречий и через диалектическое отрицание.
Гегель - крупнейший диалектик. Он показал те диалектические связи и
взаимосвязи категорий которые есть в реальном мире. Благодаря ему
утвердилась мысль, что весь существующий мир проходит процесс закономерного
развития перехода от одних ступенек к другим.
Законы диалектики:
1. Единства и борьбы противоположностей
2. Перехода количества в качество
3. Отрицания отрицания
Его теория в некоторых отношениях искажает действительность т.к.
взаимосвязь понятий не вполне совпадает с диалектикой самого реального
мира. Гегель сам вступает в противоречие с диалектическим выводом, стремясь
закончить свою философскую систему окончательными выводами, т.к. по его
представлению развитие познания и общества должно закончится. Он и полагал,
что его система есть окончательное слово философии.
В дальнейшем была критика философии Гегеля.
#16. Философия Л.Фейербаха.
Суть критики в том, что Фейербах говорит, что мировой разум по Гегелю
- это ни что иное, как человеческий разум, взятый в наиболее общей форме и
рассматриваемый как нечто самостоятельное, отделенное от человека. Это же
по Фейербаху составляет основу и религиозного сознания. Т.е. и Гегелевский
идеализм и религия – это по Фейербаху отчужденные формы сознания.
Единственная реальная основа всех форм сознания – человек, который должен
быть единственным предметом философии. Фейербах понимает человека прежде
всего как часть природы, но в то же время он говорит, что понять человека и
человеческое сознание можно лишь с учетом отношения человека к человеку или
индивида к человеческому роду. Самостоятельное значение имел анализ
Фейербахом религии, в частности христианства. Он говорит, что религия имеет
глубокое человеческое содержание, однако, выраженное в отчужденной форме.
Отсюда историческая задача: на место существующих религий поставить новую-
религию человека, религию любви к человеку. Вместо “человек человеку волк ”
он говорит “человек человеку бог”
#17. Философия марксизма (1818-1883)
Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных
доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное
единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной
сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и
теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения,
отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют
исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся
вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между
собой и природы человека вообще.
Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против
христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс
увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего
миропорядка.
Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах.
1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,
и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты
труда.
2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет
выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.
#18. Философия позитивизма. Неопозитивизма ХХ века и его кризис
Позитивизм
Зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он
сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются
конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса
познания. Он решал эту проблему так: пытался выделить основные стадии
исторического развития мышления, полагая, что это была сначала религиозная
стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками находить
причины сущего; затем научная стадия. Причем научное мышление отличается от
метафизического тем, что наука строго придерживается фактов и старается
точно описать их взаимосвязь. Вопросы же об общем характере бытия не
являются предметом науки. Во 2-й половине 19 века позитивизму
симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление
получает название логического позитивизма (неопозитивизма).
Неопозитивизм
Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)
Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью
очистить науку от вненаучных и философских допущений.
Выдвигалось 2 приема:
1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые
констатируют исходные факты.
2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:
истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19