Рефераты. Кандидатский






дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к

идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может

объяснить отношения идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает

способность идей быть непосредственными сущностями вещей.

3.Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному

Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть

одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее

общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над

нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4.Платоновское учение о существовании идей независимых по отношению к

вещам чувствительного мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями

и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна

существовать идея, то кроме идеи , например человека и кроме

соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что

существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящейся

под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья -

идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого

чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения,

гибели и движения.

По А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть

единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди

мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

Противоположность материи и формы не безусловная. Медь есть материя по

отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам,

соединением которых, по А. является медь. Медь лишена формы т.к. еще не

является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть

действительность того возможностью чего является материя. Согласно А. в

пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от

материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти, т.о.

становятся текучими.

Каждая форма может рассматриваться и как материя для которой должна

существовать соответствовать ей высшая форма. Например если кирпич,

является формой глины, рассматривая как материю, то формой этой материи

будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, которую уже нельзя

рассматривать как материю. Такой предельной формой является перводвигатель

или бог - идеализм. Но вообще по А. чувственно- воспринимаемые вещи есть

единство материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существование независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями,

копиями предметов внешнего мира. Т. о. источником познания является

чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет

восприятия.

Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления,

необходимая для познания. Связи мыслей являются по А. отражениями

объективно существующих связей. А. рассматривает логическое строение

суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о правильности

умозаключений и доказательств. В центре всех этих исследований лежит теория

умозаключений. В соответствии с спецификой античного знания, ограниченного

прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, А. главное значение

придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и

возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к

частному (дедукция) а на индукцию обращает мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности

в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на бога. Эта

целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразностью

природы. Примеры целесообразности видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее совершенный вид блаженства. Созерцательная деятельность разума

существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и

заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех

классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и

территориальной распыленности не могут активно вмешиваться в вопросы

управления, Этим делом должны заниматься среднезажиточные классы общества.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он

считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,

аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении

олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,

олигархия и крайняя демократия.

#9. Философия Т. Гоббса.

ГОББС Томас (1588 - 1679), англ. философ-материалист. На формирование

филос. системы Г. значит. воздействие оказали беседы с Бэконом, а также

соч. Галилея, и Декарта и общение с ними.

Осн. соч. Г.: Элементы законов, естественных и политических; филос.

трилогия Основы философии: О теле, О человеке, О гражданине.

Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание, как силу и конечной

задачей философии признавал ее практич. пользу, содействие увеличению

количества жизненных благ. Однако, в отличие от Бэкона, на первый план Г.

выдвигал научное понимание общества ,как средства познания причин гражд.

Войн и их преодоления.

Г. создал первую в истории философии законченную систему

механистического материализма. В философии Гоббса материализм принял форму,

соответствующую характеру и требованиям естествознания того времени.

Геометрия и механика для Г.- идеальные образцы науч. мышления.

Природа представляется Г. совокупностью протяженных тел, различающихся

между собой величиной, фигурой, положением и движением. Последнее

понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся

все высшие формы движения.

Чувств. качества Г. рассматриваются не как свойства самих вещей, а как

формы их восприятия. Он разграничивал протяженность, реально присущую

телам, и пространство как образ, создаваемый разумом (фантазма); объективно-

реальное движение тел и время как субъективный образ движения.

Метод познания у Г. представляет собой искусств. соединение рационализма

с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувств. восприятия к

понятиям совершается у Г. на основе номиналистич. концепции, согласно к-рой

общие понятия – лишь имена имен. Г. различал два метода познания: логич.

дедукцию механики и индукцию эмпирич. физики.

Социальное учение Г. оказало значит. влияние на развитие европ. обществ.

мысли. Г. определял гос-во как искусств. тело, рассматривал его как

человеч., а не божеств. установление. По мысли Г., гос-во возникло на

основе обществ. договора из естеств. догосударственного существования,

когда люди жили разобщенно и находились в состоянии войны всех против всех.

Гос-во было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения

безопасности. В результате обществ. договора на государя (или гос. органы)

были перенесены права отд. граждан, добровольно ограничивших свою свободу.

На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо

народа, полагал Г.,- высший закон гос-ва. Забота о мире – основа естеств.

права, созданного обществ. договором. Г. всячески превозносил роль гос-ва,

признаваемого абс. сувереном. Возвеличение им мощного гос-ва было одной из

первых теорий бурж. диктатуры, осн. задачу к-рой Г. усматривал в

прекращении гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на

стороне монархии.

Связующим звеном между физич. и социально-политич. учением Г. служит

этика. Она исходит из неизменной чувств. природы человека. В основе

нравственности, по Г., лежит естеств. закон - стремление к самосохранению и

удовлетворению потребностей. Благо есть предмет влечения и желания, зло –

предмет отвращения и ненависти. Осн. этич. понятия определяются Г. как

относительные.

Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что

способствует и что препятствует достижению блага. Гражд. обязанности,

вытекающие из обществ. договора, совпадают по своему содержанию с моральным

долгом, различаясь характером санкций. Поскольку гражд. мир рассматривается

Г. как величайшее благо, естеств. законы нравственности совпадают с гражд.

добродетелями.

Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии,

Г. уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма. Однако,

понимая ложность религ. веры, он признавал ее полезность как средства

воздействия на нар. массы.

-----------------------

ЛИЧНОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Место человека в системе общественных отношений

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному

статусу

НАПРАВЛЕННОСТЬ

Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.