соблюдением его законов.
2. Воины, которые защищают его от внешнего врага.
3. Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до
ремесленников и торговцев.
Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его
законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а
человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются
государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности
интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство
должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках
государства должно быть жесткое единство.
Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает
в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность
подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от
осмысленности существующего – к конструированию будущего.
#25. Русский космизм.
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего
взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и
Циолковский.
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во
Вселенной: материального и духовного.
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или
принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего
«элементами суждений» и оттого они вполне субъективны. Без материи не
существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а
значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но
и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы
чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая
материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир
как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух
измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела-
живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по
количеству степенью раздражительности.
Т.к. «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и
страдания, более того, к его сущности относится и само «я» – сознание или
разум. Разум , основанный на «эгоизме атома» , доводится до совершенства в
человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не
только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира.
Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для
несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без
потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете
преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который
перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только
в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных
разумом.
Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная
эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым
веществом ( совокупностью живых организмов).
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом
веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если
рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе
исторического времени, в костном – в масштабе геологического.
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком
принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом
техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на
расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это
свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии
человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно
решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы
наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества,
связанного с научным прогрессом.
#26. Философская концепция бытия. Категория материи.
Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую
объективно, вне и независимо от сознания человека.
Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет
решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из
материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес
метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному
миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность,
объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё
личности.
Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из
которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное,
самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся
(Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное,
воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан
историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического
идеализма.
В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия
(органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного
уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное
бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает
историческую концепцию бытия.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и
систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и
форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные
наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут
быть познаны в будущем.
В материалистической философии материя определяется как субстанция,
основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-
идеалистическому пониманию мира.
В домаркистской философии и естествознании материя часто понималась как
философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических
элементов, либо с такими свойствами материи как масса.
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые
не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне
пространственно-временного континуума.
#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.
Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это
адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного
или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная
реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство
знания, а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и
независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в
динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают
объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения
обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью
решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной
информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического
феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью
ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и
сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных
мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко
совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и
доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь
призрак.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством
свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая
ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные
знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний
заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим
образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты
событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,
кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,
взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций
его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19