Рефераты. Кандидатский






соблюдением его законов.

2. Воины, которые защищают его от внешнего врага.

3. Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до

ремесленников и торговцев.

Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его

законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а

человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются

государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности

интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство

должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках

государства должно быть жесткое единство.

Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает

в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность

подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от

осмысленности существующего – к конструированию будущего.

#25. Русский космизм.

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего

взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и

Циолковский.

Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во

Вселенной: материального и духовного.

Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или

принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего

«элементами суждений» и оттого они вполне субъективны. Без материи не

существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.

Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а

значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но

и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы

чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая

материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир

как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух

измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела-

живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по

количеству степенью раздражительности.

Т.к. «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и

страдания, более того, к его сущности относится и само «я» – сознание или

разум. Разум , основанный на «эгоизме атома» , доводится до совершенства в

человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не

только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира.

Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для

несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без

потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете

преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который

перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только

в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных

разумом.

Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная

эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.

Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым

веществом ( совокупностью живых организмов).

Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом

веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если

рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе

исторического времени, в костном – в масштабе геологического.

Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком

принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом

техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на

расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это

свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии

человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно

решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы

наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества,

связанного с научным прогрессом.

#26. Философская концепция бытия. Категория материи.

Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую

объективно, вне и независимо от сознания человека.

Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет

решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из

материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес

метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному

миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность,

объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё

личности.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из

которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное,

самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся

(Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное,

воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан

историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического

идеализма.

В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия

(органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного

уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное

бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает

историческую концепцию бытия.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности,

которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и

систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и

форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные

наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут

быть познаны в будущем.

В материалистической философии материя определяется как субстанция,

основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-

идеалистическому пониманию мира.

В домаркистской философии и естествознании материя часто понималась как

философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических

элементов, либо с такими свойствами материи как масса.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые

не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне

пространственно-временного континуума.

#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.

Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это

адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного

или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с

точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная

реальность в ее информационном и ценностном аспектах.

Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство

знания, а не объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и

независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают

объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения

обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью

решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной

информации.

Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического

феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью

ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и

сознательное сокрытие того, что было.

Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных

мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко

совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак.

Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством

свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая

ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные

знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний

заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и

постоянно подтверждается жизнью.

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций

его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.