человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть
экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит
от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь
некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –
это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего
собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.
Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и
неповторима. Отсюда два вывода:
1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с
другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она
может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто
вещественное и отчужденное от его творца.
2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя
(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с
бременем ответственности. Человек создает себя сам .
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и
атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек
вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не
подлинное существование.
Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.
Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи
Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция
поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от
основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою
онтологию на противопоставлении двух видов бытия:
«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,
«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.
сознанию.
Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,
есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,
движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной
категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность
человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность
человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр
отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден
сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.
А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.
Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого
существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».
Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.
Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ
Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору
камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не
выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от
времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из
своего «сизифова положения».
Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в
«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного
капиталистического общества.
К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как
психиатр.
В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски
человеком своей индивидуальности.
Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может
рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и
нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть
содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей
мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды
глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:
человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных
представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).
Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).
#22.Философия неотомизма
Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на
учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,
соответствующей христианским догмам.
Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка
богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.
Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как
духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных
построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем
всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс
зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют
поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия
человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –
утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять
церковь.
Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в
основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.
Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении
Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.
Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации
учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.
Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что
разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения
против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И
Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:
1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).
2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).
Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.
Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:
-чувственное бытие;
-воображаемое бытие;
-метафизическое бытие.
Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –
обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.
Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на
базе признания религиозных ценностей.
Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:
1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).
2. Принцип рационализма (уважение к разуму).
3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу
социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного
и личного эгоизма.
#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.
Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они
составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или
понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство
абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.
(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие
материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и
материализма.
Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у
нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.
Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он
одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.
Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.
Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной
степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,
т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).
Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные
т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.
Исходным материалом познания является определенная последовательность
ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом
опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия
причинности.
По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только
последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы
повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.
Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от
остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.
Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика
как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.
Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в
отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).
#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).
Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская
организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная
культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного
знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм
духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.
Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально
невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в
первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.
вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные
черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:
1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19