Рефераты. Кандидатский






человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть

экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит

от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь

некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –

это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего

собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.

Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и

неповторима. Отсюда два вывода:

1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с

другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она

может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто

вещественное и отчужденное от его творца.

2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя

(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с

бременем ответственности. Человек создает себя сам .

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и

атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек

вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не

подлинное существование.

Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи

Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция

поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от

основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою

онтологию на противопоставлении двух видов бытия:

«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,

«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.

сознанию.

Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,

есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,

движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной

категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность

человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность

человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр

отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден

сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.

А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.

Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого

существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».

Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.

Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ

Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору

камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не

выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от

времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из

своего «сизифова положения».

Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в

«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного

капиталистического общества.

К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как

психиатр.

В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски

человеком своей индивидуальности.

Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может

рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и

нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть

содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей

мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды

глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:

человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных

представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).

Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).

#22.Философия неотомизма

Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на

учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,

соответствующей христианским догмам.

Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.

Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как

духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных

построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем

всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс

зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют

поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия

человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –

утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять

церковь.

Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в

основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.

Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении

Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.

Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации

учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.

Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что

разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения

против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И

Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:

1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).

2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).

Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.

Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:

-чувственное бытие;

-воображаемое бытие;

-метафизическое бытие.

Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –

обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.

Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на

базе признания религиозных ценностей.

Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:

1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).

2. Принцип рационализма (уважение к разуму).

3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу

социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного

и личного эгоизма.

#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.

Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они

составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или

понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство

абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.

(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие

материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и

материализма.

Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у

нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.

Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он

одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.

Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.

Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной

степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,

т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).

Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные

т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.

Исходным материалом познания является определенная последовательность

ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом

опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия

причинности.

По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только

последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы

повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.

Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от

остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.

Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика

как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.

Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в

отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).

#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).

Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская

организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная

культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного

знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм

духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.

Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально

невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в

первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.

вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные

черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:

1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.