Рефераты. Кандидатский






все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность

человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие";

аристократические расы должны господствовать над низшими.

Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно

социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок

представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он

не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация

располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту

способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая

социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных

факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни

в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -

биологическая и социальная.

Социальными являются открытия в науке.

Проблема необходимости и свободы личности

Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский,

религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются

направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).

Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он

ставит человека в полную зависимость от природной или социальной

необходимости.

В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует

концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в

обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.

Предназначение человека. проблема жизни и смерти

Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти

всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования

живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о

смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной,

духовной жизни.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе

есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы

смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от

мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не

представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,

систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё

существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь

процессом умирания.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях.

Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает

новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он

самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и

более длительное, чем у индивида, существование.

#39. Познание и практика. Формы познавательной деятельности.

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации

потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных

объяснениях природы.

Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со

временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём

объяснении с точки зрения научного мировоззрения.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором

изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к

реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его

достоверности и истинности.

Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.

Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни

один гений.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и

группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность.

Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта

познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит

активный характер.

Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат

деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного

воздействия на субъекты познания.

Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это

отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который

человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития

общества.

Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты:

определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически

развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия

на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом

сознании совершается в определённых формах

. Принято разделять 2 стороны познания:

чувственная и логическая.

Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с

непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе

ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление -

устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом.

Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного

познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной

способности человека - "рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение

(иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)

.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки

вещей.

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями

действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в

которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о

чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения,

представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое

суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и

чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его

представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную

линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт,

Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и

поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику

достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём

взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного

постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное,

поступательное развитие знания.

#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.

Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность

как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.

Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до

н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое:

“все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в

мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное

высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть,

рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они

обуславливают и переходят друг в друга.

Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его

воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через

борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”,

т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир,

единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и

будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно

угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его

изменчивость и его неизменную природу.

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и

меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все

элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по

себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал

диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что

движение немыслимо без противоречий).

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией,

она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к

высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).

#2.Античный атомизм.

Атомизмом называется такая научная и мировоззренческая концепция

(картина мира), которая рассматривает в качестве первоосновы всего

существующего некоторые дискретные образования.

Концепция атомизма возникает в античной философии в Vв. до н.э.

Зарождение атомизма связано с именами Левкиппа и Демокрита, позже –

Эпикура. Источников почти нет, восстанавливаем по критическим

произведениям. Наиболее полное изложение атомизма дает Лукреций Карр

(римский поэт).

Натурфилософское осмысление мира началось со стихий, которые текут и

меняются, нет ничего постоянного. В противовес таким воззрениям возникает

концепция Элеатов: истинное бытие должно быть неизменно, едино. Движение

немыслимо без противоречий. Доказательство этому – апории Зенона.

Атомизм был выходом из создавшегося кризиса. Идея атомизма возникла в

античной философии как средство разрешения противоречия более ранних

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.