Рефераты. Философия жизни






встретился с мазохистом. Пределы их взаимоотношений определяются

Категорическим Универсумом. Не преступая их, человек не нарушит высший

этический Закон, но даст возможность взаимной реализованности.

Не слишком ли у нас опыта, чтобы наконец понять: Все что подавляется в

психике человеке, неизбежно прорвется неуправляемой паталогией. И то, что

говорю я, это не потакание в человеке Зверю, это приручение его. То же

самое относится и к сексуальной "нестандартности".

- А если это педофилия?

Даже если ребенок склонен принят ее, это будет подавлением

несформировавшейся еще воли, а значит противоречием Категорическому

Универсуму. В отношении несформировавшейся воли любое действие чревато ее

подавлению. Поэтому в отношении ребенка даже самые очевидно благие

намерения должны осуществляться со всей осторожностью.

А если человек склонен к пьянству, он тоже должен реализовать это свойство

своей натуры?

- Мера всему и критерий всего - способность творения. Алкоголь, разрушая

психику и организм, ограничивает возможности творения, убивает в человеке

творца.

- А как же быть с теми, чье творчество наоборот стимулировалось вином?

- Человек должен найти в себе силы, чтобы не превзойти меру, за которой

вино приводит к убийству в нем творца.

Назад к содержанию

6.На пороге новой эры

Первое откровение от Бога. Второе откровение от Богочеловека. Третье

откровение будет от Человека.

Я уверен, что в третьем тысячелетии человечество переживет еще одну

нравственно-этическую революцию, которая вознесет человека на вершину

персоналистической воплощенности, вершину земной свободы. И с этой вершины

перед человеком откроется новый горизонт: ведущей тенденцией станет не

персонификация, не обретение личной свободы индивидуальности, а стремление

человеческого социума (сообщества индивидуальностей), к слиянию в единый

мировой организм, единую информационно-энергетическую систему.

Но ведущей линией начала третьего тысячелетия будет именно освобождение

индивидуальности, достижение полноты индивидуальной воплощенности.

Блестяще существо этой революции было выражено Бердяевым, которого с полным

основанием можно считать одним из первых предвестников наступления новой

эры. "Моя попытка построить философию вне логической онтологической и

этической власти "общего" над личным плохо понимается и вызывает

недоумение. Но я уверен, что все основы философии требуют пересмотра в этом

указанном мной направлении. Это имеет важные социальные последствия, но еще

более последствия религиозные и моральные. Такой тип философии совершенно

ошибочно было бы смешивать с философией прагматизма или с философией жизни.

Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире,

означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости,

освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру."

[Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М. "Книга" 1991

г. стр.298-299 ]

Основа этики эры персоналистической революции - Категорический Универсум,

который сформулирован в предыдущей главе. Важнейшая особенность КаУм -

способность разрешения противоречия между требованиями всеобщей

необходимости и личностной реализацией. Оно разрешается перемещением центра

объективации этических норм к субъекту.

Этический Закон становится внутренним законом, не требующим переложения в

нормы всеобщего, которые не способны исчерпать все многообразие частного.

Действительно, если наша реализация сознательно ограничивается

"реализационными полями" других, но в пределах своего "поля" индивидуальная

воля не ограничена ничем - разве это не истинно новая ступень человеческой

свободы?

Вы можете спросить: что это за подлинное освобождение духа, если оно

ограничено свободой других? Чем оно отличается от не свободы? И разве оно

избавляет человека от переживания ограниченности свой свободы другими

индивидуальными волями?

Но не бойтесь этого противоречия, ибо оно есть истинно жизненная сила.

Бойтесь всего абсолютного. В том числе и абсолютной свободы. Абсолют это

исчерпанность развития, движения.

Подлинная свобода это свобода внутренняя, свобода осознания своих

возможностей и свободное парение в них. Истинно: учитывать волю других не

значит жить по воле других. Свобода - это полнота личной возможности и в

этом смысле КаУм дает действительно бесконечную свободу ибо в каждом из нас

- безграничность вселенной.

Человек - существо общественное, в нем воплощено единство и

противоречивость общего и индивидуального. Поэтому истинная свобода и может

быть достигнута только через воплощение этого единства и противоречивости,

через гармонизацию воли личной и максимы общей воли. Осознание безусловной

необходимости этого и есть путь к обретению подлинной свободы и

нравственной жизни.

Было бы наивным полагать, что жизнь по КаУм есть полное избавление от

противоречий между волями людей. Было бы наивным полагать, что можно уже

сейчас прожить жизнь в строгом соответствии с КаУм. Даже если человек

подлинно хочет не воспрепятствовать реализации другого, он может это

сделать по неведению. Но безусловно то, что нужно жить в стремлении к

полному следованию Закону, в стремлении приводить все свои поступки в

соответствие с высшей этикой.

Принятие этики Категорического Универсума будет знамением вхождения

человечества в новую эру, которая имеет и религиозный смысл.

Высокий смысл этой эры в грядущем Пришествии. Но не в возвращении Христа-

искупителя, а в схождении Святой Троицы на человечество, ее воплощении в

нем. и это будет признанием того, что всякий человек - истинно сын Божий,

его душа - частица органическая и неотъемлемая самой Трансцендентальности,

самого Творца. Грядет пришествие Трансцендентальности, вхождения Бога в дух

каждого. Но человечество должно предуготоваться к этому.

Следующая жертва Бога вновь во Христе, но не в смерти и воскрешении его в

инобытии, а в жизни среди нас. Христос войдет в каждую душу человеческую,

но всякая ли душа будет готова принять его?

У меня спросили

У меня спросили: "Что есть: человек, живущий по этике третьего тысячелетия?

В чем его правда? В чем сила?"

Он истинно свободен, ибо живет в согласии с истинным смыслом, целью Бытия и

лишен оков, которые неизбежно накладывает следование общим нормам.

Это истинно Человек, ибо он не овца в стаде, не лицо в толпе, во всем

следующее общим порывам. Он истинно нравственен, ибо единый и непреложный

Закон сообщества Творцов движет им: реализуясь сам, не препятствуй

воплощению Творца в другом. Не в этом ли все не убий, не укради, не

прелюбодействуй, помни день субботний, сверши хадж и многие иные внутренние

законоположения, которым следует человечество во всех своих культурно-

исторических проявлениях? Это воистину любящий человек, ибо ближний для

него - то же, что и он сам.

Истинно не спит в нем совесть и говорит: "Бди", ибо как ей молчать, если не

пройдешь ты по лесу, не раздавив муравья, если не свершится жизнь твоя без

чьей-то боли? Нет праведника без греха, но не должно быть греха без

искупления - в этом праведность.

Истинно нет предела его творческой силе, ибо не говорят ему: не делай так,

а делай, как все делают. Истинно свято ему всякое доброе наследие

человеческое, ибо разрушение его есть убийство чьей-то творческой воли,

направленной к инобытию. Истинно Бог в нем, ибо не вместе ли они Творцы?

Назад к содержанию

7.Счастье

Счастье - тоже искусство возможного.

Однажды один мой знакомый сказал: "Все твои умопостроения о новой

философии, открывающей человечеству дорогу к счастью, я могу разрушить

одним вопросом: Счастлив ли ты сам?"

- Да, ибо я знаю, что такое счастье, и я счастлив, насколько это вообще

возможно.

Однако для того, чтобы понять смысл ответа и убедиться в его искренности,

стоит уточнить само понятие счастья и особенности человеческого переживания

этого состояния.

Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения своим

реальным бытием.

Впрочем, в этом определении очевиден элемент упрощения. В нем отсутствует

критерий, на основании которого мы можем отличить подлинное, адекватное

самому существу человека, счастье от его искусственной имитации, вызванной

воздействием на высшую нервную систему алкоголем, наркотиками или прямым

раздражением особых мозговых центров.

Такой критерий определяется, исходя из познанного нами смысла бытия и

предназначения человека.

Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения, возникающее

в момент резонанса жизнедеятельности человека и его творческой

предназначенности, в момент реализации личностных свойств.

В этом смысле я считаю абсолютно не случайным, что человек испытывает

наибольший эмоциональный подъем при оргазме, переживаемом во время одного

из самых высших творческих актов, актов зачатия новой жизни. И не стоит это

эмоциональное удовлетворение сводить только к физиологии, ведь вполне

очевидно, что его глубина находится в прямой связи не только с

физиологической, но и с духовной стороной совокупления, дающего начало

новому вместилищу живой души.

Попытка дать рецепт обретения счастья многим кажется наивной и лишенной

смысла: ведь нельзя же представить себе эдакое перманентное пребывание в

эйфории! Такое состояние просто опасно для человека, ибо резонансная

амплитуда может превысить возможности психики, возможности высшей нервной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.