Рефераты. Философия жизни






Однако в силу того, что человек - "тростник мыслящий" (странно прекрасен

этот афоризм Блеза Паскаля), эта потенция проявляется не только как

природный "инстинкт" связеобразования, но как осознанное действие,

реализация которого зависит не только от "природы", но и от воли человека и

носит творческий характер.

Отсюда:

Цель человеческого бытия заключается в полной реализации его личности через

осуществление, овеществление его физических, интеллектуальных, духовных

потребностей, способностей и возможностей.

При этом потребности человека это суть осознанная нереализованность

определенных потенций, способностей к установлению определенных связей,

которые могут носить материальный, социальный либо идеально-духовный

характер.

Высшая же потребность человека - потребность к творчеству, которая и

наполняет подлинным смыслом его бытие, его целеустремление.

Назад к содержанию

3.Цель жизни

Я говорю, что наше земное тело - лишь кокон, в котором зреет душа, чтобы

обрести внеземную свободу.

Жизнь человеческая обретает свершенность и исполненность, если человек смог

реализовать себя до последней капли, осуществить и овеществить все свои

способности и возможности. В этом и есть главная и величайшая цель

человеческого бытия.

Осознание этого открывает прямой путь к обретению жизненной гармонии, но

это не означает, что вы ее уже обрели. Если вы знаете цель, то чтобы

достичь ее нужна воля к движению, нужна воля к самореализации, без которой

Вы - лишь статист на сцене, где идет воистину Божественная комедия. В этом

смысле достижение праведности в земной юдоли есть не аскеза, а именно

полнота жизни и воля к жизни.

Однако это не ново. Не о том ли говорили гедонисты, эпикурейцы и прочие,

кто противопоставлял аскезу и полноту жизни? - скажете Вы. Не дорога ли это

к безнравственности и возрождению животного эгоизма? Идея действительно не

нова, однако в том, что говорю я, есть небольшое смещение акцента, которое

меняет смысл в принципе. Полнота жизни это прежде всего полнота творческого

начала в ней, а не только наслаждение от реализации своих чисто

биологических потребностей.Ибо высшая потребность, высший смысл жизни,

высшее наслаждение есть только творчество.

Но как же быть с этим "а не только"? Ведь в этом "не только" зачастую

кроется именно то, чему мы порой боимся дать волю, то, что мы считаем

пороками. И если уж следовать предложенной логике, то полноты реализации не

может быть, если наряду с творчеством человек не реализует и то, что

составляет весь комплекс его потребностей.

Вообще человечеству стоит наконец-то отказаться от противопоставления

духовного телесному, материальному, и не относиться к ним как к

антагонистическим началам. Святость не в подавлении плоти, а в ее

гармонизации с духом.

И если наша плоть есть инструмент воплощения животворящего начала, то

следует содержать его в том состоянии, в котором он наиболее готов к

исполнению своего предназначения. Это и есть установка, которая не даст

потребности перерости в порок, губящий и тело и душу.

А если в человеке заложен садистический комплекс или какое либо сексуальное

отклонение? Возможно то, что я скажу в ответ, покажется кому-то бредом, но

человек действительно должен реализовать в себе все, что в нем есть. Даже

паталогию, даже садистическое начало. Но не спешите обвинять меня в том,

что я открываю клетку, в которой таится Зверь.

Ибо и самое малое нереализованное в человеке, если не приручать его, а

держать в узилище, обращается в большой кошмар и обращает самого человека в

Чудовище.

Человек - это объективированная сущность, в которой воля к реализации

определяется разумом. Разум же, прежде всего, способность осознавать

естественные законы бытия и направлять свою волю сообразно им, а не

вопреки.

Я говорю: нам уже дан тот Закон, который не дает Зверю победить в нас

Человека и таящемуся в темных уголках нашей души обратить нас в чудовищ. Он

выше всех заповедей, ибо он - Единый Категорический Универсум, дающий нам

возможность увидеть в зле - зло, в добре - добро. Это волшебное стекло,

через которое мы можем видеть все сущее таким, каким оно есть на самом

деле, а не кажущимся.

Однако прежде чем мы попробуем понять, что разделяет добро и зло и

позволяет человеку реализоваться без противоречий с нравственными началами,

я хочу ответить еще на один вопрос, который многие могут задать: "А зачем

человек вообще должен стремиться к полной реализации, почему это должно

быть его целью? Разве может быть целью то, что и так уже во мне? Разве цель

это не то, что вне нас и к чему мне надо идти?"

Вы материалист и принимаете объективированный мир самодостаточным? Значит

ваше сознание лишь на мгновение вспыхнувшая искра в бездне Космоса. Но и за

этот бесконечно малый перед лицом вечности миг ужас именно мгновенности

жизни успел охватить вас. От этого ужаса не избавляет даже осознание

неизбежности вашего конца.

Преодолеть его и обрести подлинно философический взгляд на смерть можно

только через творческую свершенность жизни, через осознание этой

свершенности: все что было в Вас, уже реализовано, раскрыто, осуществлено,

Вы достигли предела. Дальше - бесконечная усталость от жизни,

опустошенность до дна испитого сосуда: я сделал, прожил, прочувствовал все,

что мог. Все потенции к установлению связей со всем сущим и идеальным уже

реализованы. Тогда смерть - исход, который примете Вы с истинным

облегчением.

Конечно, было бы наивно предполагать, что большинство людей действительно

могут достигнуть такого состояния полной творческой свершенности. И все же

стремиться к этому - вот подлинно естественная цель Человека, следование

которой наполняет его жизнь столь же естественным смыслом, а конец жизни не

вызовет ужаса неисполненности.

Такое целеполагание находится в полной гармонии с естественными законами

(инстинктами), которым подчиняются биологические формы материи. В том числе

с инстинктом видового выживания. Чем больше будет создано человеком в

процессе его реализации, тем в меньшей степени человек, как вид, будет

игрушкой в руках внешних обстоятельств. Тем меньше сама егои ндивидуальная

жизнь и жизнь его потомков будет зависеть от капризов природы.

И все же сказанное здесь удовлетворит далеко не каждого и дает основания

для новых и новых вопросов. Главный из них: как разрешить противоречие

между внешними обстоятельствами и потребностями самореализации? Достижимо

ли принципиально счастье для того, кому не было дано родиться в

благоприятных обстоятельствах, чьи силы уходят на заботы о хлебе насущном,

на преодоление жизненных невзгод?

Вопрос этот важен не только для нерелигиозного сознания. Хотя именно для

материалиста он обретает особую трагическую окраску: предполагается, что

это мировоззрение не преемлет жизнь иную, вечную. Вся свершенность судьбы

только в жизни данной. Ответы на эти вопросы еще впереди, ибо для того,

чтобы понять и принять их, нужно постичь еще немного простых, но

исключительно важных истин. Поэтому продолжим пока наш путь.

Вы человек религиозный, принимающий именно трансцендентальное начало Мира?

Но и такое мировоззрение органично принимает внутреннее целеполагание

человека.

Если наше тело лишь кокон, в котором зреет душа для жизни иной, то разве не

полнее будет эта зрелость, чем полнее осуществится наш земной путь? Разве

не есть способность к творчеству, данная нам в этой жизни, приближением к

Богу, к Божественной воплощенности? И чем полнее будет творческая

воплощенность, чем полнее прозвучит в человеке весь регистр вселенской

музыкальной гармонии чувств и переживаний, тем совершеннее станет душа

человека.

Но не находится ли полнота внутренней реализованности человека в

противоречии с его трансцендентальным предуготованием? Особенно если

обратиться к тому, что есть потенциальное зло в самом человеке? У

Н.Бердяева есть блестящее определение понятия свободы, которое дает ключ к

пониманию и этой проблемы:

"Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и

свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной

добром и злом, а мое созидание добра и зла. Самое состояние выбора может

давать человеку чувство угнетенности, нерешительности, даже несвободы.

Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем"

[Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. "Книга" 1991

стр. 61 - 62]

Только через внутреннюю борьбу между реализуемым добром и злом, через муки

переживания этой борьбы человек может подняться до подлинного понимания

добра и зла, а значит и стать способным, перейдя в трансцендентальное

бытие, творить совершенство и слиться с божественным.

Этот мир нам дан, чтобы в нем душа развилась до способности слиться с

трансцендентальностью. Развиться же она может только через постоянное

творение, через осуществление и овеществление (объективирование) всего

данного ей в потенции всеобщим творческим началом.

Парадоксально, но если следовать глубинному смыслу Святого писания, то мы

увидим, что эта Книга и о том, как сам Бог прошел через муки постижения

добра и зла, через муки обретения подлинной свободы творчества, когда

совесть Творца не вопиет от невольного зла, которое может принести

Творение. Вчитайтесь в Ветхий завет. Что было положено Творцом в основу

высшего нравственного закона для созданного им человечества? Принцип

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.