Рефераты. Философия жизни






интересы, можно, лишь непосредственно участвуя в его обустройстве.

Отсюда тяга человечества к постоянному расширению представительства в делах

управления обществом. Отсюда же и постоянные разочарования в демократии.

Любопытно, что разочарованность демократией переживается всегда сильней

разочарованности другими формами общественного обустройства. Возможно, это

происходит потому, что разочарование в других еще оставляет надежду на

приход лучших, разочарование же в своей способности не оставляет никаких

надежд.

Однако если оставить в стороне афоризмы, то следует признать, что

демократия действительно вполне закономерное явление в жизни человечества,

безусловное следствие его социально-экономического и нравственного

развития.

Главными предпосылками утверждения демократического сознания стали прежде

всего:

- экономический прогресс, обеспечивший возможность индивидуального

воспроизводства жизни и обеспечивший относительную независимость этого

воспроизводства от общества;

- осознание губительности идеологии классовой борьбы, которая предполагает

общественное устройство, основанное на подавлении одной социальной группы

другой, а не на их сосуществовании;

- нравственный прогресс, основанный на осознании величайшей ценности

индивидуальной жизни и равенства всех жизней "по происхождению", т.е.

избавление от химер сословной предопределенности.

В связи с разговором о доминирующей тенденции обустройства общественной

жизни нам неизбежно придется затронуть один из самых принципиальных

вопросов общественного развития - вопрос о сущности и природе собственно

политической жизни. Тем более, что к самому понятию "политика" на уровне

обыденного сознания давно уже сформировалось устойчиво негативное

отношение. Традиция преподносит образ политики как непременно грязного

действа, связанного с низменным, идущим еще от состояния первобытности

стремлением доминировать, властвовать над сородичами.

При этом обыденное сознание упускает важнейшую тенденцию в эволюции самой

природы политической жизни. Насильственный, властный элемент политики имеет

прямую связь с разобщенностью социумов, будь то сословная или классовая

разобщенность. Однако по мере утверждения в общественном сознании идей не

классового и социального антагонизма, а равноправного представительства и

органического сосуществования в обществе различных социальных групп,

меняется и сама природа политической жизни.

Эта эволюция также связана с тем, что по мере развития и практической

реализации идей представительства (со времен античной демократии и

средневекового парламентаризма) все более широкие слои общества постепенно

втягиваются в отправление власти, по крохам нарабатывая опыт участия в

общественном управлении. Оно же в свою очередь по мере исторического

прогресса приобретает все более черты самоуправления.

И если изначально в самом существе политики, как особой сферы общественной

жизни, действительно доминировал момент классового, сословного

использования власти, то сегодня политика все больше лишается социальной

противопоставленности и все больше приобретает черты обыденного участия

представительских элементов в делах государства на основе стремления к

общественному согласию.

Мы уже отметили, что человечеству по мере своего развития пришлось решить

немало проблем и пережить немало трагических моментов в поисках и развитии

наиболее адекватных своему конкретно-историческому состоянию форм

общественной самоорганизации. Однако в исторической перспективе мы всегда

можем четко зафиксировать общую тенденцию их развития - тенденцию к идеалу,

выраженному в формуле:

Политика - это искусство общежития.

Общежития в широком смысле этого слова, как особой сферы человеческой

деятельности, которая независимо от структуры и уровня развития социума

обеспечивает саморегуляцию и воспроизводство общественных отношений.

Отмеченные тенденции привели и к принципиальному изменению сущности понятия

государства, как формы организации общественного бытия. Применительно к

эпохе господства идеологии классового антагонизма можно безусловно признать

правоту классиков марксизма-ленинизма, утверждавших, что государство это

особый механизм подавления одного класса другим.

Что же касается века нынешнего и тем более века грядущего, то человечество

все более будет исходить из того, что государство - это особый механизм,

обеспечивающий регулирование межличностных отношений, отношений между

личностью и общественными структурами, а также сосуществование и

сотрудничество различных социальных корпораций.

Назад к содержанию

10.Судьба России

Нет народов лучших или худших, есть только - разные.

В традиции русского национального самосознания придавать исторической

судьбе нашего государства значение провиденциалистическое. Мы склонны

считать себя народом особинным, стоящим на самых горних вершинах духовного

развития и в этом смысле призванным дать миру образец какой-то иной,

высокой жизни.

В основание своих претензий на Богоизбранность мы обычно кладем свою некую

особенную нравственность, пронзительную философичность русской литературы и

особую свою многострадальность.

Однако багровый отблеск нашей судьбы, обильной кровавыми переустройствами и

пожарищами безумных бунтов мешает, порой, рассмотреть и понять главное, что

составляет истинный трагизм русской доли: Мы - единственная великая нация,

которая являет миру такую страшную пропасть между своей культурно-

исторической потенцией и убожеством реального мира национальной жизни,

такое разительное несоответствие между претензиями на общечеловеческое

мессианство и беспросветной необустроенностью собственного бытия.

Пожалуй, мы - единственная нация с такой поражающей несопоставимостью

духовных вершин и срединной народной жизни, с такой совестливостью души и

уничижительной пренебрежительностью к достоинству человеческой свободы.

И если уж говорить об особом предназначении нашей судьбы, то оно именно в

том особом примере, который мы являем другим народам. Примере,

подчеркивающем несостоятельность мессианского подхода к определению роли

той или иной нации в контексте общечеловеческой культуры.

Именно поэтому и представляет значительный интерес попытка найти ответ на

вопрос: В чем причина того, что несмотря на все наши претензии на мировое

культурное и духовное лидерство, Россия, как цельная сущность всегда

поражала мир несообразной своей потенции нищетой и невежеством?

В чисто российских традициях объясняется это двояко: либо происками врагов

(как внешних, так и внутренних) либо отступлением от русской самобытности,

отходом от "Русского пути".

Особенно стыдным для нас видится первое объяснение. Давайте взглянем в

глаза исторической правде: монголо-татарское иго, на которое "сваливают"

средневековый провал нации, - результат разобщенности и самодовольного

эгоизма тех, кто предал забвению блестящий опыт раннего единства Киевской

Руси. И этот упрек - не "умничанье" потомков, которым, естественно, проще

разглядеть ошибки своих предков. Не боль ли погибельности разобщения

звучала еще за много лет до нашествия в "Слове о полку Игоревом"?

Взращенному на школьных учебниках истории среднему россиянину зачастую

просто неведомо, что, скажем, многострадальный древний русский город Торжок

монголо-татарами основательно разорялся один раз, в то время как из-за

междоусобиц его минимум трижды напрочь выжигали свои же русские. Мы

стыдливо умалчиваем, что Новгородский поход Ивана Грозного по своей

собственной державе соизмерим с трагедией нашествия восточных орд.

Горечь и стыд последствий 1812 года, Крымской войны 1853 - 56 гг., Великой

Отечественной - это ли не плоды нашей же беспечности, не способности никак

иначе, кроме как горами своих же трупов, реками своей же крови

останавливать врага, отдав ему на поругание прежде половину Отечества? Не

мы побеждали врага, а он захлебывался нашей кровью.

К тому же историю наших отечественных войн честнее начинать, увы, не с

официальных, записанных в учебниках дат. Прежде чем Наполеон вторгся в

Россию, был еще 1793 год, когда Екатерина II заключила договор с Англией,

Пруссией и Австрией против революционной Франции. Был 1798 год, когда

русский флот успешно действовал против французов в Средиземном море, затем

было участие еще в целом ряде антифранцузских коалиций, весьма сомнительных

с точки зрения российских национальных интересов.

Так стоит ли удивляться тому, что из-за бездарной и недаль-но--видной

политики наших цариц и царей, которая строилась больше на амбициях, чем на

здравом смысле и национальном интересе, Наполеон решил покончить с

российской назойливостью на нашей же территории?

И когда мы говорим о подвиге советского народа в годы Великой

Отечественной, стоит заявить и о преступлении советского высшего

политического руководства, фактически спровоцировавшего фашистские орды на

"дранг нах остен". Не без нашего участия был вскормлен монстр по имени

Адольф Гитлер, которого вначале пытались использовать и мы в борьбе против

Запада, и Запад против нас. Но когда Молотов подписывал пакт о "не

нападении", а Сталин ставил свой росчерк на карте радела сфер влияния, это

именно мы фактически подписывали договор с Гитлером о начале второй мировой

войны. Вскормленное с нашей помощью и поощренное нами чудовище оказалось

своенравным. И мы же стали его главной жертвой.

Поэтому, отдавая искреннюю дань уважения советским солдатам, заплатившим

столь высокую цену за нашу победу, надо признать и горькую правду. Долг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.