Рефераты. Философия жизни






том, что он утратил свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не

сможет туда вернуться, никогда не сможет стать животным. У него теперь

только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую. Которую

он сам себе создаст, в которой он превратит окружающий мир в мир людей и

сам станет действительно человеком".[Фромм Э. Пути из больного общества.

Проблемы человека в западной философии. М.1988. стр.443]

Конечно, Фромм несколько драматизирует ситуацию. Я не думаю, что гармония

первой и второй природы недостижима. Более того, эта гармония - непременное

условие вообще устойчивого существования творимой человеком "второй"

природы.

Однако действительно, как только человек ступил на эту дорогу, назад пути

уже не было. Это было "грехопадение" пострашней библейского вкушения от

древа познания добра и зла и после него возвращение к исходному состоянию

стало уже гибельным для человека, как бы ни тосковала душа некоторых

романтиков от философии по "золотому веку" первобытного состояния и

простоте нравов.

Спасение может быть лишь впереди, когда человек сам выведет себя из

процесса производства всего необходимого для своего воспроизводства и

получит подлинную свободу творчества, свободу, зависящую не от

обстоятельств, а от воли самого человека.

Отсюда и главный вывод: откуда бы мы ни вели род человеческий - от Адама

или от обезьяны - главный смысл существования есть творчество, творение.

Только оно дает человеку надежду на овладение тайной бытия и возрождение

для вечности не только грядущих поколений, но и поколений, уже проживших

свое материальное воплощение.

Забегая вперед скажу, что грядущее возрождение - это явление, не

исключаемое материалистическим взглядом на мир. Переход в

трансцендентальность, слияние с ней - отнюдь не только теологическое

понятие.

Под грядущим возрождением я понимаю грядущее слияние в единое мировое

сознание и смыкание с трансецедентальным бытием номов сознания отживших

биологически поколений. И через смыкание с трансцендентальностью произойдет

слияние их с душами или номами сознания поколений, переживших свое

биологическое воплощение.

В этом ключ к пониманию того, что смысл жизни каждого человека - в

трансцендентальной предназначенности его творчества, в направленности его

на грядущее инобытие. О том, как оно возможно и почему творчество человека

ни при каких обстоятельствах не ограничивается только его биологической

жизнью и имеет направленность именно на грядущее возрождение всякой жившей

души, мы поговорим далее.

У меня спросили

У меня спросили: "Почему Вы отрицаете церковь? Почему в ней Вы видите

только корыстного посредника?"

Церковь отрицать нельзя. Человечество - дерзновенная юность

трансцендентности. Ему просто необходимо духовное наставничество. В этом -

высшая предназначенность церкви. Идет ли речь о христианстве, иудаизме,

исламе, буддизме и т.д.

Однако ни одна церковь сегодня еще не готова в полной мере исполнить свою

миссию. Более того, господствующая церковная идеология сегодня направлена

на усиление разобщенности в человечестве, на подчеркивание

исключительности, она порождает высокомерие в отношениях между людьми,

принадлежащими к разным конфессиям. Каждая из церквей сегодня исходит из

того, что только ей дано спасти человечество, а все другие формы реализации

религиозного сознания обрекают людей на погибель.

Сознание групповой исключительности - признак духовной и интеллектуальной

незрелости, признак ограниченного мировосприятия

.

Сама история человечества наглядно показывает, что одно из важнейших

направлений духовного прогресса и движения к подлинной свободе - исключение

исключительности и признание равноправия особенностей. Это в полной мере

применимо и к формам реализации религиозного сознания.

Един Бог - един мир - едино человечество! Однако Бог создал Бытие как бытие

разнообразия. Поэтому подлинное единство может быть только в единстве

разнообразия. Только разнообразие дает движение, дает жизнь, в том числе и

подлинную духовную жизнь. Сведение к однообразию - путь к смерти, лишение

Бытия источника движущих сил.

Греховно все то, что разъединяет человечество на взаимоисключающие части.

Свято все, что объединяет человеческое разнообразие, не сводя его к

одинаковости. Подлинно святой может быть лишь церковь, стоящая на таком

основании. И я говор: грядет вселенское обновление, когда церкви, сохранив

свою особинность, воздвигнутся на единый фундамент.

Не корысть ли говорит: "Только я знаю дорогу и воздайте мне по заслугам

моим. Только я знаю дорогу, а другие ведут вас к пропасти"?

Ибо: един Бог, но неисчислимы его имена. Един Бог, но неисчислимы пути,

ведущие к нему.

Назад к содержанию

2.Цель бытия

Я говорю, что все сущее - лишь ручейки в теле могучей реки под названием

Бытие. Но эта река течет лишь для того, чтобы выносить в своих волнах

вознесущееся над потоком.

Если смысл жизни в творчестве, то какова цель творчества и самой жизни? Не

является ли творчество самодостаточным актом, направленным исключительно на

самоудовлетворение творца? Или "зеркальная" постановка вопроса: не обретает

ли само бытие смысл лишь тогда, когда оно имеет цель? Однако опять же: в

чем заключается эта цель?

Попытки найти ответ на этот вопрос человек начал делать, наверное, сразу

же, как только его бытие стало осознанным и осмысливаемым. Осознанное

целеполагание пронизывало все его бытие, всю его деятельность: чтобы сбить

плод, я беру палку; чтобы напиться воды, я иду к ручью. Причем именно цель

определяла характер действия, именно она была его исходной точкой,

побудительным мотивом.

Отсюда неизбежное философское обобщение этого всеобще-целеполагающего

принципа, построенное от обратного: я живу для того, чтобы... Однако дать

непротиворечивое объяснение цели своего бытия не просто. Еще сложнее

сделать его понятным и актуальным (не только умозрительно, но и

поведенчески) на уровне обыденного сознания. Поэтому не удивительно, что

вопрос этот давно уже фигурирует в разряде извечных "проклятых" вопросов, и

задающий его рискует прослыть досужим человеком, а размышляющие над ним по

мнению многих вообще достойны снисхождения.

И все же по большому счету вопрос о смысле и цели бытия - действительно

самый главный, фундаментальный вопрос не только философии, но - самой

жизни. И как бы он ни отодвигался сиюминутными житейскими задачами (сделать

карьеру, обрести богатство и прочая и прочая), везде мы чувствуем его

присутствие, везде он преследует нас. И что бы мы ни делали, и чем больше

цена усилий соизмеряется с ценой самой жизни, тем явственней мы слышим

вопрошающий голос: "А зачем все это? Стоит ли оно жертвования самим собой и

своей душой?" И чем громче этот голос, тем болезненнее и смертельней

дисгармония реального бытия и высшей его предназначенности. Тем глубже

переживания не счастности жизни.

Вопрос о цели бытия - это прежде всего вопрос гармонизации своего личного

бытия. Не разрешив его принципиально, мы обрекаем себя на постоянный

душевный разлад, на трагедию осознания в конце пути бессмысленности всех

своих усилий, иллюзорности ценностей, ради которых растрачен бесценный дар

жизни. Ключ к личному счастью, к подлинной свершенности - в гармонизации

жизни с ее целью. Живущий в согласии с естественной целью своего бытия

подобен пловцу, движенье которого согласно с течением реки. Сама жизнь

несет его на своих волнах.

При всем разнообразии философских и религиозных систем, которые так или

иначе касаются проблемы смысла и цели бытия, принципиально можно выделить

три основных варианта разрешения этого вопроса:

1.Смысл и цель бытия - понятия не универсальные, а сугубо индивидуальные.

Они как бы в свернутом состоянии содержатся в каждой индивидуальности (будь

то человек, собака, дерево или космическая система). Наиболее образно это

выражено у Л.Фейербаха: "Любое существо предназначено только для того, для

чего оно есть: животное назначено быть животным, растение - быть растением,

человек - быть человеком... Существование, бытие есть совершенство, есть

исполненное назначение". [Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения

антропологии. Избранные философские произведения. М.1955 т.1 стр. 337 -

339]. Или у него же более развернуто: "Разум, любовь и сила воли - это

совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная

сущность человека как такового и цель его существования. Человек

существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? -

Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать,

любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т.е. быть свободными. Истинно

совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого." [

Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. М.

1955 т.2. стр.30-32].

2.Разрешение этого вопроса в духе позитивистской и марксистской теории

прогресса: смысл и цель индивидуального и массового человеческого бытия - в

подготовке грядущего высшего совершенного состояния человечества.

3. Трансцендентальное определение смысла и цели бытия: всякое бытие есть

лишь предуготование к жизни будущей, к жизни вечной, находящейся за

пределами земного бытия.

В основе двух первых определений цели и смысла жизни - узко

материалистическое понимание сущности Бытия, как бытия исключительно

физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.