Рефераты. Философия жизни






концов удалось справиться и с этим. Я решил, что все пережитое и увиденное

мной там, имеет лично для меня непреходящую ценность. И это был не только

политический опыт, но и опыт проникновения в совершенно для меня незнакомую

культуру. В конце концов это была самопроверка: а что я вообще-то стою в

экстремальных ситуациях?

И все же самое главное, что дал мне Афганистан, это именно толчок к

философскому осмыслению жизни, ее истинных ценностей. В этом отношении в

моей голове и душе было немало того, что вошло в меня еще в детстве и

юности в "славные" советские 60-е и 70-е годы и что сегодня представляется

мне примером истинно фальшивых ценностей.

Я был свято уверен, что Родина вправе требовать от меня жертвы, а я обязан

жертвовать в имя ее. Я был так же свято уверен, что жизнь моя должна быть

подчинена какой-то великой идее (всеобщего братства, счастья и т.д.),

находящейся, собственно, вне меня. Отравленный маниакальной державной

подозрительностью, я считал, что весь мир делится на хороших людей и

врагов, которые враги нам просто по всему своему существу.

Афганистан помог мне разглядеть во всем этом подлинное содержание, а то,

что я серьезно занимался историей, помогло получить подтверждение:

увиденное мной есть очевидный опыт не только России, но и человечества.

Я понял, что Родина, Нация, Идея, Долг - понятия, которыми в России

практически на протяжении всей нашей истории (как, впрочем и во всем мире)

чаще всего попросту бессовестно спекулировали и людям на самом деле

приходилось жертвовать не во имя интересов Родины, а ради кучки эгоистичных

политиканов, беззастенчиво треплющих действительно святые слова.

Мы жили почти всегда в условиях подмененных понятий, служили подмененным

Богам. Особенно это ярко видно на примере именно России.

Я понял, что никакой интерес Родины просто принципиально не может оправдать

жертву своих детей. Это представление свидетельствует об извращенном

мышлении, допускающем, что мать во имя своих интересов может пожертвовать

своим же ребенком.

Я понял, что большинство ценностей, утвержденных общественной моралью и

ради которых приносится в жертву сама человеческая жизнь, есть ценности-

оборотни. Прекрасные и манящие с виду, во мраке человеческого духа они

быстро обращаются в свирепых чудовищ.

Я думаю, что человечество пока зря кичится тем, что оно избавилось от

ритуальных человеческих жертвоприношений, свойственных периоду

идолопоклонничества. Мы считаем отвратительным, когда во имя богов или

идолов проливалась кровь одной жертвы. Но не мы ли вплоть до нынешних

времен продолжаем нести на жертвенные алтари чистых идей миллионы

человеческих жизней?

Идеи социального переустройства, идеи национального определения, сколь бы

ни было исторически неизбежным их воздействие на развитие социума - разве

не человекопожирающие идолы они? Разве не достаточно мы принесли им жертв,

чтобы в нашем сознании не произошел еще один грандиозный переворот, к

которому мы уже созрели: никакая самая великая идея не стоит никакой самой

маленькой жизни.

Истинная мера ценностей определяется в системе личностных координат идолжна

безусловно подчиняться высшей ценности - человеческой жизни. Ибо нет бога

выше Бога и человек часть его!

Все должно подчиняться этому и все должно соизмеряться этому. И только так

мы можем отличить ценность-оборотень от истинной ценности.

Было бы наивным предполагать, что эта идея могла стать ведущей в

предшествующие периоды, когда шло становление человечества, когда в нас был

силен еще подростковый дух самости. Но я говорю: сегодня человечество уже

достаточно зрело, чтобы принять ее как одну из важнейших основ этики

третьего тысячелетия.

Я говорю: Бог дал человеку только три ценности, соразмерных самому Бытию:

жизнь саму по себе, творчество и любовь.

И в этом должна быть вся религия. И нет ничего выше этого и только ради

этого стоит жить. И только в этом - Долг человека. Все остальное -

преходяще и второстепенно. Все остальное - прах! Я знаю, что жертва может

быть только личной и никто не вправе требовать жертвенности. Я знаю, что

принесение в жертву личной жизни может быть оправдано только в том случае,

если это сделано во имя Жизни, Творчества или Любви.

Так истинно оправдана жертва, когда кто-то спасая ребенка гибнет сам, ибо

жертва эта ради Жизни. Истинно оправдана жертва, если кто-то не щадит себя

во имя Творения. Истинно оправдана жертва, если она во имя любви к ближнему

и принесена по истому стремлению. И только любовь дает новую жизнь и в этом

тоже круг священный: жизнь - любовь - жизнь. И нет иных ценностей,

соразмерных Человеку, и все жертвы жизненные ради иного - на алтарь Идолам.

У меня спросили У меня спросили: но как вы можете отрицать необходимость

жертвенности во имя Родины? А если на нашу страну напали враги, как это

было во время Великой отечественной войны? - Но ведь и сама эта война и все

войны вообще возникают от того, что кто-то считает что интерес его родины

выше всего и выше жизней своих соплеменников и соседей. А раз так, то ради

этих интересов можно пойти на соседа и бросить в чудовищную мясорубку войны

и своих и чужих. И не может быть так, что интересы моей Родины для меня

выше интересов иной Родины для иного. Ибо если допустить такое, то не в

этом ли порочный круг, который оправдает что угодно? И не этим ли объясняет

пролитую кровь тот, кто идет на тебя? Ведь и он может считать, что интерес

его родины есть ценность выше жизни человеческой и он пойдет с оружием

воевать на тебя. Кто не понимает этого, тот не понимает и Христа и не

принимает хритианства, которое только и разрывает круг порока: "А Я говорю

вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою. Обрати к

нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай

ему и верхнюю одежду;" [Матфея 5:39, 40] Воистину нет ничего ценнее жизни

человеческой и кто не понял этого для того и Отечество не свято, ибо у всех

оно одно - Земля наша.

Назад к содержанию

Ведущая тенденция: нравственный прогресс общества или нарастание зла?

Мне часто говорят, что я неисправимый оптимист в оценке перспектив человека

и все в мире будет происходить гораздо хуже, чем я предполагаю. Расхожее

мнение сегодня (как впрочем и всегда), что с каждым днем Зло лишь

увеличивается: люди становятся все более безнравственными, злыми, все

меньше становится добра и сострадания и что человечество с каждым днем все

ближе к черте, за которой - нравственная погибель.

Конечно, над наивностью такого взгляда сегодня можно было бы только

посмеяться, приведя известную надпись, сделанную в Египте за 2000 лет до

н.э., в которой говорится, что растущее поколение находится на грани

нравственной гибели. Как видите, наступление катастрофы подзатянулось по

крайней мере на 4000 лет, хотя и тогда и сейчас описание плачевного

состояния морали в обществе происходит буквально в одинаковых выражениях.

Однако стоит ли улыбаться наивности, если подобное мировосприятие (я его

называю истерическим) распространено настолько, что поражает волю очень

многих людей, парализует их усилия на преображение и собственной жизни и

окружающего мира, мешает их реализации.

Я же говорю, что нашему мировосприятию свойственна парадоксальность: чем

быстрее в мире идет реальное утверждение Добра, тем все более нам кажется,

что увеличивается Зло.

Почему же это так происходит? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мне

хотелось бы все-таки показать справедливость утверждения, что в мире

происходит нравственный прогресс.

Разве не утверждение нравственных начал то, что человечество уже осудило

войны, как способ решения возникающих проблем?

Разве не были брошены раньше неимущие люди на произвол, а сейчас социальная

защищенность становится стержнем деятельности любого цивилизованного

государства?

Не раньше ли сама жизнь человеческая и естественные права его были

попираемы произволом и беззаконием и не сегодня ли Человек становится в

центре всякого законодательства, в центре моральных установок общества?

Не раньше ли насилие было естественным способом утверждения нравов и не

сегодня ли именно насилие во всех его формах подвергается повсеместному

остракизму?

Разве это не бесспорные свидетельства того, что шаг за шагом, но мы идем

все же по пути нравственного прогресса и все шире территория Добра?

Но откуда же берутся основания для истерического мировосприятия, почему же

столь пессимистично смотрят многие на мир?

Тому немало причин, связанных с особенностями нашего восприятия. Экспансия

добра приводит к расширению границ соприкосновения со злом и, отступая, оно

приобретает все более изощренные формы. Проникаясь добром, мы начинаем

замечать зло там, где его не видели раньше. Все жестче становятся критерии,

разделяющие добро и зло, и то, что раньше было обыденным, сегодня - уже

противно нашей морали.

Хорошо, скажете вы, приведенные примеры действительно говорят о том, что

расширяется поле восприятия Добра, но как же быть с очевидностью того, что

все больше людей становятся слугами либо проводниками Зла? Увеличивается

преступность среди детей, растет наркомания, больше пьянства и так далее.

Было бы нелепо отрицать это. Но я говорю: то, что увеличивается проявление

зла среди отдельных людей, еще не значит регресс общественной

нравственности.

Что же стоит за этим утверждением? Чтобы понять смысл этой парадоксальной

на первый взгляд оценки нравственного состояния общества, надо сравнить

возможности выбора между добром и злом, которые были раньше и которые есть

сейчас.

По мере общественного прогресса, пропорционально ему растет и свобода воли

человека, свобода выбора между добром и злом.

Перенесите мысленно человека из средних веков с устоявшимся мировосприятием

в наше время. Поставьте его в условия той современной свободы выбора - что

произойдет с ним? Я уверен, что победит Зло. Я говорю: способность человека

противостоять злу сегодня неизмеримо выше, чем она была в средние века и

она постоянно увеличивается.

Истинная проблема в том, что вплоть до нашего времени рост противления злу

отставал от скорости расширения соблазнов, ставящих человека перед

нравственным выбором. Раньше грешили меньше не потому, что были менее

грешны, а потому, что было меньше искушений, уже свобода выбора.

Однако именно на рубеже нынешних веков мы оказались на пороге еще одного

нравственного прорыва: Рост общего нравственного потенциала сравнялся с

темпами роста внутренней свободы человека и это непреложно повлияет на

состояние общества - в XXI веке оно станет чище.

Именно поэтому я оптимистично смотрю на будущее человека и считаю: для

того, чтобы избавиться от истерического мировосприятия, нужно понять

простую истину - увеличивается не само зло, а наше знание о нем, наша

неудовлетворенность тем, что территория его власти уменьшается медленней,

чем требует того наша постоянно возвышающаяся душа.

Назад к содержанию

Кто сторож тебе, человек?

Еще в самом начале этой книги я говорил о том, что мне претит садистическая

изощренность удержания человека в нравственном состоянии, которая

свойственна большинству церковных толкований религии. Что-то внутри меня

всегда противилось церковным представлениям о проблеме воздаяния человеку

за его отступление от следования смыслу и цели бытия, за его отступление от

высшего нравственного закона.

Еще более укрепилось это после осознания мной истинной роли человека, как

со-Творца сущего. Возможно поэтому истинным потрясением для меня было,

когда я прочел в воспоминаниях известного русского юриста и публициста

А.Кони о его разговоре на эту тему с Львом Николаевичем Толстым.

Вот что видится Кони: "Ответственность и возмездие, конечно, не могут быть

понимаемы в материальном смысле или в образах, созданных необходимостью

подействовать на воображение. Как "царство Божие внутрь нас есть", так и ад

и рай внутрь нас... Мне думается, что наша душа, освобожденная от бренного

футляра - тела, получит возможность великого по своему объему и глубине

созерцания и увидит земную жизнь свою сразу во всем ее течении. Как реку на

ландкарте, со всеми ее извивами и разветвлениями. Перед лицом вечной правды

и добра познает она свои умышленные заблуждения и сознательно причиненное

зло, но увидит также и добрую струю, оплодотворившую прибрежную почву. И в

этом будет ее радость, и в этом будет ее мзда, потому, что сознание зла,

которого нельзя уже исправить и заменить добром, есть тяжкое возмездие.

"Как я рад, сказал Толстой, - что вы так смотрите и что мы так сходимся во

взгляде на будущую жизнь".[Кони А.Ф. Избранное. Москва. "Советская Россия"

1989г., стр.206-207]

Ведь именно так: все воздаяние "внутрь нас есть". И перейдя в

Трансцендентальность мы действительно переживем потрясение непоправимости

сотворенного нами в земной жизни, нам действительно придется душа душой

встретиться со всеми, кому мыв причинили зло. Но также и рай в нашей душе

от встречи с теми, кто рад будет ей, с кем были мы духовно близки в этой

жизни.

Я также думаю, что все наказание наше или обретение свершенности жизни

зависит от выбора, сделанного нами, который тоже "внутрь нас есть".

Если ты подчинил жизнь своей реализации как творца, если ты воплотился

весь, если не осталось в тебе ничего нереализованного и если ты жил, следуя

КаУм - то истинно ты готов к жизни иной, в которой и будет свершены все

воздаяния по жизни твоей прежней. Иное обрекает тебя на бесчисленные

невоплощенности, на то, что не будешь ты готов покинуть этот мир, так как

не достигнет Ном твоей сущности той цельности, которая позволит ему

воспарить в инобытие.

Это говорю я, кто знает, что мы уже на пороге нового откровения.

Назад к содержанию

Словарь

Детерминированность - объективная закономерность, взаимосвязь и

взаимообусловленность явлений материального и духовного мира.

Инфантильность - отсталость развития, характеризующаяся сохранением во

взрослом состоянии черт и особенностей, свойственных детскому характеру.

Имманентное - понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету,

явлению, процессу то или иное свойство (закономерность).

Менталитет - совокупность характерных свойств духовного, интеллектуального

и психологического мировосприятия и мироощущения, свойственная тому или

иному народу, культурно-историческому типу цивилизации.

Моногамия - единобрачие, форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве

одного мужчины с одной женщиной.

Ном - информационно-энергетическая структура тонкой материи, обладающая

целостным индивидуальным началом и способностью к установлению связей с

информационно-энергетическим структурами более высокого порядка и к

существованию в Трансцендентальном мире.

Реинкарнация -перевоплощение души, связанное с ее развитием до стадии

слияния с Трансцендентальностью.

Сингулярность - момент, в котором материальная сущность представляет собой

бесконечно малый объект.

Субстанция - первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Табу - религиозный запрет у первобытных народов, налагаемый на какое-либо

слово, действие и т.д.

Экзальтация - восторженное. возбужденное состояние, болезненная

оживленность.

Экспансия - расширение (например, сферы влияния)

.

Этика - учение о морали, нравственности как одной из форм общественного

сознания; система нравственных установок человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.