Рефераты. Философия жизни






саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов.

Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая

сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и

ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных,

трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова

Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в

этой гипотезе".

Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один

очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная

критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана

Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую

суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех

мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих

какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на

вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества.

Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего

поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет

безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в

отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр.

147 - 148 ]

Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе

практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести

нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за

осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство.

Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет

терзать совесть "совершенного" поколения.

Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не

выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие

всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной

связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной

цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)

гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;

осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.

В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми

жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не

приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -

бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв

перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной

связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.

Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,

которая предназначена лишь грядущим счастливцам.

Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как

заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо

предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию

непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень

в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и

всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.

Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У

нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне

объективной закономерности, определяющей общую тенденцию развития всякой

сущности. Подобно тому "смыслу", который заключает в себе человеческий

эмбрион, "объективной целью" которого является превращение в человека.

Говоря о цели жизни, необходимо учесть и еще один важнейший аспект этой

проблемы, который можно наглядно увидеть на примере человеческого сознания.

Сознание существует в двух основных формах: индивидуально-человеческое и

общественное. Общественное сознание является более высокой формой по

отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание -

элементарная форма, элементарная составляющая общественного сознания,

генетически и неразрывно связанная с ним и не способная существовать вне

его. Если индивидуальное сознание суть бытие разумности человека, то

общественное сознание суть бытие разумности объективированного мира в

целом.

Здесь вновь уместна аналогия с человеческим эмбрионом: он не имеет

изначально присущей ему и реализованной способности мыслить. Эта

способность содержится в нем лишь в потенции, которой надлежит

реализоваться в процессе развития человеческого организма.

Подобно этому и объективированная сущность в целом изначально содержит в

себе потенцию к разумности, которая реализуется в процессе развития материи

не только индивидуальным сознанием, но и эволюцией в сторону образования

сознания мирового, возникающего как симбиоз индивидуальных номов с

общемировым энергетическим полем и кибернетической энергетикой второй

природы. Поэтому проблема индивидуального смысла и цели жизни не может

решаться вне смысла и цели бытия общечеловеческого и вообще

объективированного Бытия.

В поиске ответа на вопрос о естественном смысле и цели объективированного

Бытия необходимо обратиться к фундаментальным свойствам его

субстанциональности - материи. Важнейшим из них является движение -

всеобщий атрибут, способ существования материальной мировой субстанции.

Движение равнозначно взаимодействию, оно само есть взаимодействие

материальных сущностей.

Материалистическая диалектика (а ее заслуги в постижении фундаментальных

законов развития объективированного мира отрицать не стоит) позволяет

определить и методологию, открывающую путь к решению нашей проблемы. В

основе этой методологии лежит факт проявления двойственности

диалектического единства всего многообразия объективированной субстанции.

Эта двойственность проявляется: "Во-первых, как своеобразная дискретность

строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно-

различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем;

во-вторых, как иерархическое отношение между системами разной степени

сложности, организованности, выражающееся во "включении" менее сложных

систем в более сложные, и, вместе с тем, в несводимости специфических

закономерностей последних к первым". [Материалистическая диалектика

(краткий очерк теории). Издание 2-е. М. "Политическая литература" 1985.

Стр.41]

Именно в этом положении и кроется ключ к пониманию естественного смысла,

цели бытия всего сущностного. Принимая во внимание дискретность

объективированного бытия, то, что его структурные составляющие находятся

между собой в определенных отношениях, в движении, - неизбежно все

материальные сущности с объективной предопределенностью "обязаны"

образовать связь с другими материальными сущностями.

Однако здесь важно подчеркнуть, что всеобщность движения, как атрибут

объективированного бытия, отнюдь не означает возможности и необходимости

установления связей всего со всем, но только конкретного с конкретным.

Это со всей очевидностью вытекает из дискретности материи, в силу чего

каждый ее элемент имеет конкретное качество, что предопределяет возможность

установления одних типов, видов связей и "налагают запрет" на заключение

других связей. Т.е. всякая объективированная сущность реализует свои связи

лишь с вполне определенными конкретными сущностями.

Однако через всеобщность свойства устанавливать связи осуществляется и

всеобщая взаимосвязь между всеми сущностями, но чаще всего не напрямую, а

косвенно. Так химики для того, чтобы получить конкретное соединение часто

вынуждены выстраивать целую цепочку химических взаимодействий. Принцип

всеобщности взаимодействия неизбежно приводит к тому, что все имеющиеся

возможности (свойства) определенной сущности к установлению связей

стремятся к реализации, осуществлению в процессе взаимодействия с другими

определенными сущностями.

Смысл, цель, общая закономерность развития объективированного бытия

заключается в предельно возможной реализации имеющихся в каждой

материальной сущности свойств, потенций к установлению связей с другими

сущностями.

Итак, каждая материальная сущность имеет определенную сумму внутренне

присущих ей свойств. Эти свойства неизбежно должны реализоваться, образовав

связи с другими конкретными сущностями.

Эта закономерность проявляется на всех уровнях объективированного бытия, ее

действие можно проследить и в микро- и в макроструктурах. Свойство атомов

вступать в определенные связи неизбежно, закономерно реализуется

образованием систем атомов - молекул, которые имеют уже иные свойства и

образуют в свою очередь новые связи. Так молекулы воды соединяясь с оксидом

серы образует серную кислоту, та же в свою очередь, вступая в связь с

металлами образует соли, т.е. образует новые сущности, имеющие уже совсем

отличные от исходных компонентов свойства, а следовательно имеющие

способность в свою очередь образовывать уже совсем другие сущности.

Эта же закономерность проявляется и в самом человеке, независимо от того,

считаем ли мы его результатом эволюции материи или Боготворенным. В любом

случае, являясь объективированной сущностью, человек также обладает некоей

совокупностью свойств, главным из которых является сознание, самосознание.

И эти свойства с такой же закономерностью, как и в неживом мире стремятся к

реализации всех возможных для конкретной личности потенциальных связей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.