саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов.
Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая
сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и
ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных,
трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова
Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в
этой гипотезе".
Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один
очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная
критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана
Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую
суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех
мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих
какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на
вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества.
Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего
поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет
безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в
отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр.
147 - 148 ]
Вообще с этической точки зрения теория прогресса содержит в себе
практически неразрешимое противоречие: поколения, которые должны обрести
нравственное и моральное совершенство просто не смогут его принять из-за
осознания той ужасной цены, которая заплачена за их совершенство.
Жертвенность бесчисленных предшествующих поколений страшным призраком будет
терзать совесть "совершенного" поколения.
Но и с точки зрения сугубо материалистической теория прогресса также не
выдерживает критики. Согласно логике материализма, внутреннее развитие
всякой сущности должно идти с соблюдением непосредственной и неразрывной
связи между реализованной сущностью и ее предназначенностью в бесконечной
цепи эволюции. Так осуществившаяся (т.е. выполнившая свое предназначение)
гусеница превращается в куколку; осуществившаяся куколка - в бабочку;
осуществившаяся бабочка, откладывая яйца, дает жизнь гусенице.
В схеме прогресса такой непосредственной и неразрывной связи между всеми
жертвенными и венчающими поколениями нет: все предшествующие ни на йоту не
приближаются к цели прогресса ибо между ними и блаженством целедостижения -
бездонная и непреодолимая пропасть смерти, между ними - разрыв
перевоплощений. Этот разрыв делает абсолютно неестественной и призрачной
связь между усилиями тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить после.
Поколения рабов никогда не обретут блаженства и совершенства свободы,
которая предназначена лишь грядущим счастливцам.
Преодолеть эту разорванность можно, лишь определив цель бытия либо как
заключенную в самом реализованном в данный момент бытии (любое существо
предназначено только для того, для чего оно есть), либо придав бытию
непосредственную связь с инобытием (земная жизнь лишь эволюционная ступень
в развитии бессмертной души). Ответ на вопрос о цели индивидуальной жизни и
всеобщего Бытия может быть дан только на такой основе.
Я уверен, что цель Бытия не есть следование какой-то "абсолютной идее". У
нее должен быть естественный смысл, в основе которого - действие вполне
объективной закономерности, определяющей общую тенденцию развития всякой
сущности. Подобно тому "смыслу", который заключает в себе человеческий
эмбрион, "объективной целью" которого является превращение в человека.
Говоря о цели жизни, необходимо учесть и еще один важнейший аспект этой
проблемы, который можно наглядно увидеть на примере человеческого сознания.
Сознание существует в двух основных формах: индивидуально-человеческое и
общественное. Общественное сознание является более высокой формой по
отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание -
элементарная форма, элементарная составляющая общественного сознания,
генетически и неразрывно связанная с ним и не способная существовать вне
его. Если индивидуальное сознание суть бытие разумности человека, то
общественное сознание суть бытие разумности объективированного мира в
целом.
Здесь вновь уместна аналогия с человеческим эмбрионом: он не имеет
изначально присущей ему и реализованной способности мыслить. Эта
способность содержится в нем лишь в потенции, которой надлежит
реализоваться в процессе развития человеческого организма.
Подобно этому и объективированная сущность в целом изначально содержит в
себе потенцию к разумности, которая реализуется в процессе развития материи
не только индивидуальным сознанием, но и эволюцией в сторону образования
сознания мирового, возникающего как симбиоз индивидуальных номов с
общемировым энергетическим полем и кибернетической энергетикой второй
природы. Поэтому проблема индивидуального смысла и цели жизни не может
решаться вне смысла и цели бытия общечеловеческого и вообще
объективированного Бытия.
В поиске ответа на вопрос о естественном смысле и цели объективированного
Бытия необходимо обратиться к фундаментальным свойствам его
субстанциональности - материи. Важнейшим из них является движение -
всеобщий атрибут, способ существования материальной мировой субстанции.
Движение равнозначно взаимодействию, оно само есть взаимодействие
материальных сущностей.
Материалистическая диалектика (а ее заслуги в постижении фундаментальных
законов развития объективированного мира отрицать не стоит) позволяет
определить и методологию, открывающую путь к решению нашей проблемы. В
основе этой методологии лежит факт проявления двойственности
диалектического единства всего многообразия объективированной субстанции.
Эта двойственность проявляется: "Во-первых, как своеобразная дискретность
строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно-
различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем;
во-вторых, как иерархическое отношение между системами разной степени
сложности, организованности, выражающееся во "включении" менее сложных
систем в более сложные, и, вместе с тем, в несводимости специфических
закономерностей последних к первым". [Материалистическая диалектика
(краткий очерк теории). Издание 2-е. М. "Политическая литература" 1985.
Стр.41]
Именно в этом положении и кроется ключ к пониманию естественного смысла,
цели бытия всего сущностного. Принимая во внимание дискретность
объективированного бытия, то, что его структурные составляющие находятся
между собой в определенных отношениях, в движении, - неизбежно все
материальные сущности с объективной предопределенностью "обязаны"
образовать связь с другими материальными сущностями.
Однако здесь важно подчеркнуть, что всеобщность движения, как атрибут
объективированного бытия, отнюдь не означает возможности и необходимости
установления связей всего со всем, но только конкретного с конкретным.
Это со всей очевидностью вытекает из дискретности материи, в силу чего
каждый ее элемент имеет конкретное качество, что предопределяет возможность
установления одних типов, видов связей и "налагают запрет" на заключение
других связей. Т.е. всякая объективированная сущность реализует свои связи
лишь с вполне определенными конкретными сущностями.
Однако через всеобщность свойства устанавливать связи осуществляется и
всеобщая взаимосвязь между всеми сущностями, но чаще всего не напрямую, а
косвенно. Так химики для того, чтобы получить конкретное соединение часто
вынуждены выстраивать целую цепочку химических взаимодействий. Принцип
всеобщности взаимодействия неизбежно приводит к тому, что все имеющиеся
возможности (свойства) определенной сущности к установлению связей
стремятся к реализации, осуществлению в процессе взаимодействия с другими
определенными сущностями.
Смысл, цель, общая закономерность развития объективированного бытия
заключается в предельно возможной реализации имеющихся в каждой
материальной сущности свойств, потенций к установлению связей с другими
сущностями.
Итак, каждая материальная сущность имеет определенную сумму внутренне
присущих ей свойств. Эти свойства неизбежно должны реализоваться, образовав
связи с другими конкретными сущностями.
Эта закономерность проявляется на всех уровнях объективированного бытия, ее
действие можно проследить и в микро- и в макроструктурах. Свойство атомов
вступать в определенные связи неизбежно, закономерно реализуется
образованием систем атомов - молекул, которые имеют уже иные свойства и
образуют в свою очередь новые связи. Так молекулы воды соединяясь с оксидом
серы образует серную кислоту, та же в свою очередь, вступая в связь с
металлами образует соли, т.е. образует новые сущности, имеющие уже совсем
отличные от исходных компонентов свойства, а следовательно имеющие
способность в свою очередь образовывать уже совсем другие сущности.
Эта же закономерность проявляется и в самом человеке, независимо от того,
считаем ли мы его результатом эволюции материи или Боготворенным. В любом
случае, являясь объективированной сущностью, человек также обладает некоей
совокупностью свойств, главным из которых является сознание, самосознание.
И эти свойства с такой же закономерностью, как и в неживом мире стремятся к
реализации всех возможных для конкретной личности потенциальных связей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19