В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую
интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема
воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых
условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития
человека.
В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается
преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к
росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими
культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)
привело к появлению других моделей культуры.
Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь
человека. Для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира,
приоритет личного перед общественным в жизни человека.
Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки
преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и
не умещается ни в какие теоретические схемы.
Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода
она рассматривается как способ организации и развития человеческой
деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и
духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.
Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм
деятельности общественного человека.
Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,
как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –
3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.
Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория
Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое
либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие
культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это
природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и
процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к
– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.
Билет 14
1. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.
Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли
профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –
отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический
и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое
понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –
энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые
софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.
Представители: Протогор и Горгий.
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека
выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого
утверждения.
Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания
человек и психология.
Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.
Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что
чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание
относительно.
Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким
является индивидуальное восприятие.
Руководящий принцип – произвол индивида.
Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого
познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.
Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных
оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.
Тезисы Горгия:
1) Ничего не существует.
2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.
3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.
Мир только и существует, бытие – изменчиво.
Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –
человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать
природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,
т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –
обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,
что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая
инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное
мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра
и зла.
Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного
совершенства.
Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного
человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное
обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –
творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный
принцип).
Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был
гарантией постижения подлинной истины.
«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги
сообщают смысл всему мирозданию.
Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти
добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и
моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.
Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи
просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.
Создает 2 диалектических метода:
1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;
Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить человека
на путь истины к познанию данного явления.
2. Культура и цивилизация
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение
использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к
поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;
совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная
характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она
социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и
вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть
человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =
окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту
культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего
обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),
обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.
Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.
Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.
личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции
опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.
процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может
превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него
воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего
изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для
устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих
странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,
оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.
процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.
жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не
были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке
паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики
советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",
кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.
отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-
ва.
Билет 15
1. Философские взгляды Беркли и Юма
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ.
идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел.
знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать
обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.
основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит
допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать
отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,
невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как
таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие
известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.
“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею
вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни
ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,
что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность
номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.
выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.
понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14