Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






Билет 22

1. Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности

был учеником Сократа, много путешествовал, основал в Афинах философскую

школу, известную под названием Академии. Одной из главных проблем, что

возникли перед Сократом, была проблема существования общего. Не было

сомнений относительного существования общего, но никто не знал как оно

существует.

Предположив реальное существование идеальных предметов Платон

провозглашает эти идеальные предметы (называя их идеалами) совершеннейшими

и поэтому более реальными в своем существовании по сравнению с вещами

повседневного мира. Идеальные предметы – идея – в чистом виде представляет

тот или иной смысл или качество («красота» как таковая, «дом» как таковой).

Предметы повседневного мира выступают в роли чего-то несовершенного, как

это бывает с копией или тенью предмета-оригинала. Идеи, вследствие своего

совершенства, претендуют на роль «действительной» реальности, первичной по

отношению к вещам окружающего мира. В реальном мире люди, живущие в

чувственном мире вещей, не способны воспринимать ничего кроме этих вещей,

которые являются лишь копиями идей. И если бы не разум, люди не догадались

о существовании настоящей реальности.

Способностью к непосредственному созерцанию идей обладает человеческая

душа, которая после смерти покидает тело и находится некоторое время в

бестелесном царстве идей. Затем душа вселяется в новое тело и забывает все,

что видела в царстве идей. Познание, по Платону, в ходе которого

формируется общие понятия, является процессом воспоминания увиденного.

Идеи – вечные, неизменные, совершенные и представляют собой полноту бытия.

Материя, которая является ничем, активно взаимодействует с бытием идей.

Результатом становятся вещи окружающего мира. Идеи у Платона не что иное,

как вещи, лишенные пространственно-временного ограничения.

Материя это 0, идеи это ?. Их произведение дает какое-нибудь число (вещь).

Платон ценил философию Пифагора и многое у него заимствовал. В

мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и

государство. Вопросам общественно-политического плана Платон посвятил два

наиболее обстоятельных своих произведения «Государство» и «Законы».

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:

. темократия – власть, основанная на господстве честолюбцев;

. олигархия – господство немногих над большинством, правят богатые, а

бедные не имеют участия в правлении;

. демократия – еще худшая форма правления – власть и правление большинства,

но правление в обществе, где противоположность между богатыми и бедными

обостряется еще сильнее, чем при олигархии;

. тирания – влсать одного над всеми. Возникает как вырождение

демократической формы правления.

Всем дурным формам правления Платон противопоставляет утопию или проект

наилучшего государства. Этим государством руководят немногие. Но этими

немногими могут стать только способные хорошо управлять: одаренность и

долголетняя предварительная подготовка.

Основной принцип идеального государства – справедливость. Каждому

гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое

положение.

В разделении труда Платон видит фундамент общественного и государственного

строя. Совершенное государство обладает четырьмя доблестями:

. мудростью – способность дать добрый совет о государстве в целом;

. мужеством – способность хранить в себе правильное и согласное с законном

мнение о том, что страшно, а что нет;

. признание всеми членами общества гос. законов и сдержанностью

правительства, сдерживающих дурные порывы;

. справедливостью – каждый занимается тем делом, к которому имеет

способность.

В государстве три разряда граждан: правители, воины и работники произв.

труда.

Война – зло, которое нужно избежать. Но с варварами следует воевать со

всей беспощадностью и побежденных обращать в рабство.

В «Законах» в отличии от «Государства» хозяйственная деятельность

возлагается на рабов

3. Научное познание, его сущность и специфические характеристики.

В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и

теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти - эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое - два подуровня наблюдения и

эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает

1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого

инвариантного содержания.Наука имеет дело с особым набором объктов, не

сводимых к объектам обыденного опыта. Особенностями объектов научного

исследования можно объяснить основные особенности научных знаний как

продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть

обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука

формирует специфич способы обоснования истины знания: экспериментальный

контроль за получаемым знанием

47 Структура, формы и методы научного познания Эмпирический: наблюдения,

эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает

1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого

инвариантного содержания. Организация теоретического уровня знаний. 1)

частные теоретические модели и законы. 2) развитая теория. Строится

некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи.Понятие

метода и методологии.Сознательная целенаправленная деятельность по

формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами,

руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка

таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что

иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по

формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и

методологии научного знания.Методы эмпирического познания.1) Наблюдение и

описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент Методы

теоретического познания.1) Формализация (построение абстрактно-

математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2)

Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала

задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3)

Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается

гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую

систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для

уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к

конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого

объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в

различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия

и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта

Гипотеза и теория.

Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез сложной

проблемы, которое затем подвергается опытной проверке. Теория должна быть

непротиворечивой и основываться на аксиоматике.Цель теории - целостная

картина. Теарии необходимо испоьзуют абстрагирование.

Билет 23

1. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский

Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух.

самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и

сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до

н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа -

Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес -

считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю,

Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их

прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к.

принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо

сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д.

явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я

вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой.

Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия

первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ.

начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич.

Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они

перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр.

смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив.

солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от

рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за

пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в.

- огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.

св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.

на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело

обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не

биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн.

зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода

частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в

непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв.

мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос

един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.

Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и

назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол.

гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания.

Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за

порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.

Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире

сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей

законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся

гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в

одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка,

где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и

изм.

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ

миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя

мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не

обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни

как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих

человека вещей.

2.Антропный принцип

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1.

натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений

в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить

вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее

четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем

проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении

ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности

формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт

мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С

момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка

и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало

антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти

появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек

стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.

речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык

слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле

- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения

. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило

вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.

наглядным.

Билет 24

1.Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его

конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же

время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь

догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру

единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,

началами которого явл. огонь и земля.

Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и

рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи

вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.

Для этого представил пять опровержений движения (апоран).

1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.

2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.

3. Ахилл и черепаха.

4. Стрела, которая летит.

5. Стадион.

У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания –

познать бытие, которое стоит за миром.

2. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.

Под К М понимают или систему интуит-х представл-й о мире или обоснованное

конкретно-обоснованное знание вселенной

По 4-м категориям: 1) 1 или несколько миров, 2) как возник и что из себя

представ-т, 3) пространственно-времен-е х-ки,4) как проявился ч и его место

в мире. Обыденная это представ-е о мире склад-ся стихийно в прцессе

жизнедеят кажд ч. Явл центральной заклад-ся представ-е о здравом смысле

фундируя собой все осталь кар-ны. 1) единый и единственный потомучто все

иые миры ч занятого обыд делами просто не интерес-ют 2) некритическая вера

в опред-й порядок мироустройства (вносится различ источниками) 3) они стоят

вокруг самого ч 4)чел жизнь как факт который есть (зачем гадать о прошлом

когда дай бог выжить в настоящем). Религиозная: 1)мир двойственен:

противопост абсолют-го сверхъест бытия всему многообразию естеств вещей. 2)

Буддизм: мир никем не сотворен он сущ-т сам по себе вечно, христ-во и

ислам: мир создан Богом 3) Пространство удвоено: мир где живут люди и

запредельное (небо и адские слои) время- накопленные грехи живых приводят к

гпбели мира затем пришествие спасителя 4)ч создан по образу и подобию бога

жить следуя канонам Буддизм: прекратить цепь перерождения тянущююся в

дурную бесконечность. Научная- это особая форма теорет знания

представляющая предмет исследов-я науки соотв-й опред этапу её разв-я. 1)

мир един это материя сущ-я вещества и поля в основе кот одни и те же элем-е

частицы 2)вселенная возник из вакуума в результате большого взрыва. Сейчас

это структурированная упоряд-я иерархич-ки организ-ная сис-ма. 3)прос и вр

объективны и реальны. 4) как результат закономерной эволюции (Дарвин) цель-

вселен-я обретает с помощ ч способность познать себя и направить свое разв-

е max прав-но. Филос-ая 1) субстанция. монизм, дуализм, плюрализм.

3)время: вещи изменяются одна за др, пространст: одна измен-ся вместе, || с

др вещью. 4)

Билет 25

1. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть

суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.

жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.

особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-

ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка

сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост.

в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ.

диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей

знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый

указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ.

из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм.

(агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф.

Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ.

объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к

с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов.

добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел

последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)

2. Проблема истины в философии и подходы к ее решению.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему

внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным

содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных

субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий

одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного и относительного.

Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных

моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,

релятивизм – изменчивой стороны каждой истины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.