Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов

науки, философии и политики всех государств.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех

достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от

которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни

был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели

всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с

его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении свободы и блага

человека заключен смысл социально-политического и научно-технического

програсса.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,

социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его

целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о

человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась

выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их

место в мире.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,

конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие

различных исторически существовавших форм его бытия.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,

анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои

возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что

такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-

психологических типов личности.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась

неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль

то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то

относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),

противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,

полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в

различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда

связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее

истории.

Философия познания человека требовала прежде всего становления особого

метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом и

субъектом познания.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в

своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как

существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два

начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина

рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с

человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,

как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –

арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к

постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских

пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к

миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и

стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда

мысль о кончности человеческого бытия.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством) прежде

всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней жизнью

человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над

тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслов и

деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания

собственной сущности.

Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в человеке,

сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к

иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто отличительный, а

сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне так хреново)

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя

их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает

мир материальной и духовной культуры, которая твориться человеком в той же

мере, в какой сам человек формируется культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как

коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку ибо

такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать

свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе, вне отношения с

другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

3. В результате в культуре XX-XXI в. развилось противоречие, проявившееся в

противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о

наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить

все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством,-

экономические, политические, моральные и т.д. Антисциентизм же появился как

реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение

значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные

кризисы: экономический, экологический, национальный. “Наука-чума XX в.

Билет 10

1.Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества.

Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь

понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы

творчества (Т. - синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она

фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века

(декаденты, символисты)).

2. Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека.

Впервые термин "бытие" в философии ввел греческий философ Парменид для

обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует? Мир.

Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь и всегда,

он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они конечны, проходящи.

второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее единство

независимо от воли и сознания человека.

третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру истинного

бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие и

бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном свидетельстве

человеческого существования, легло в основу новоевропейского рационализма,

который именно в разуме, мышлении усматривает сущность человека, его

специфическую особенность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.