Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие

2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая

деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта

или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.

знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя

исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.

познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует

образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,

обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая

целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -

развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций.

Билет 4.

1. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и

скептики).

Эллинистическая ф-я - греко-римская ф-я в период от начала походов

Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более

позднюю эпоху - до конца Др мира (сер.6 в).

Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-

ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля),

актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно

замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо

скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще

резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма,

христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая ф-ия. Эклектицизм.

Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к

построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и

эксперемен проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски –

только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя

“гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по

своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение

не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как

наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные

навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее

богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия,

как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник

стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей

Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер

радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического

периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение

Демокрита причин и отбрасывали любые док-ва. В отличие от ЭП. и СТ. где

достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф-я

отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение

атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом

критически постигает реальную проблематику сложности разв-я познания, его

основной чертой были безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму

2. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к

бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и

физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-

е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в

мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,

опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-

ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит

филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и

незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов,

счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма:

объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух.

начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.

признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух.

творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл.

обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.

матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект.

Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист.,

призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн.

природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.

мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности

целостную картину мира.

Билет 5.

1. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи

в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его

“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает

ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1.

выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2.

выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и

категории научного мышления... Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-

х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума”, “Критика

практического разума” и “Критика способности суждения” . (теор познания,

этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно) Познание

начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв

ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. В свое время

Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное

отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное отношение человека к

миру); что я должен делать? (практическое отношение); на что я могу

надеяться? (ценностное отношение).

Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что

я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более

пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам

вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело

к переосмыслению этих вопросов.

Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,

зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином

этапе истории.

2. . Бытие как философская категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Билет 6

1. Коперниковский период» И. Канта в философии.

В начальный период творчества философская позиция Канта имела явно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.