распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие
2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая
деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на
уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта
или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.
знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя
исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.
познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует
образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,
обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая
целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -
развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию
форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов
теорий, а также многообразие их классификаций.
Билет 4.
1. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и
скептики).
Эллинистическая ф-я - греко-римская ф-я в период от начала походов
Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более
позднюю эпоху - до конца Др мира (сер.6 в).
Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-
ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля),
актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно
замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо
скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще
резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма,
христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая ф-ия. Эклектицизм.
Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).
Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к
построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и
эксперемен проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски –
только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя
“гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по
своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение
не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как
наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные
навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее
богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия,
как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник
стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей
Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер
радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического
периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение
Демокрита причин и отбрасывали любые док-ва. В отличие от ЭП. и СТ. где
достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф-я
отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение
атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом
критически постигает реальную проблематику сложности разв-я познания, его
основной чертой были безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму
2. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к
бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и
физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-
е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в
мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,
опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-
ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит
филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и
незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов,
счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма:
объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух.
начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.
признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух.
творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл.
обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.
матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект.
Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист.,
призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн.
природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.
мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности
целостную картину мира.
Билет 5.
1. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи
в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его
“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает
ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1.
выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2.
выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и
категории научного мышления... Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-
х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума”, “Критика
практического разума” и “Критика способности суждения” . (теор познания,
этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно) Познание
начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв
ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. В свое время
Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное
отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное отношение человека к
миру); что я должен делать? (практическое отношение); на что я могу
надеяться? (ценностное отношение).
Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что
я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более
пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.
Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам
вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело
к переосмыслению этих вопросов.
Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,
зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином
этапе истории.
2. . Бытие как философская категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле
слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о
существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на
вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве
мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,
чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.
единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что
мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.
логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.
индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а
более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-
вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в
мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,
например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и
становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни
продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную
форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть
уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.
природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.
человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.
духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.
(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.
отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной
формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы
Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей
субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,
целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее
отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для
прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием
только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
Билет 6
1. Коперниковский период» И. Канта в философии.
В начальный период творчества философская позиция Канта имела явно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14