Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






материалистическое направление. Однако попытка последовательных философских

исследований в этом направлении наталкивается на непреодолимые трудности,

как только возникают проблемы человеческого бытия. Наше философское

познание, говорит Канта, не может выйти за границы опыта. До недавнего

времени считали, что всякое знание должно согласовываться с предметами.

Однако все попытки установить что-либо относительно предметов помимо опыта

«apriori», заканчивались неудачей. Тогда возник вопрос, а не будут ли

решены вопросы метафизики, если исходить из противоположного предположения,

что не знания должны согласовываться с предметами, а предметы со знаниями.

Сделав такое допущение, Кант решает, что познание не является созерцанием,

а является конструированием предмета, т.е. предмет не начальный, а конечный

продукт познания.

Таким образом, Кант выбрал идеалистическую ориентацию мысли. Он назвал

свою позицию – критический идеализм.

Человек получает массу ощущений, которые воспринимаются в сфере

чувственности, где они приобретают определенный первичный порядок. Процесс

упорядочения ощущений продолжается в сфере мышления, которое осуществляет

«априорный синтез». Только на уровне разума осуществляется «высший синтез».

Он заключается в соединении теоретической сферы (мышления) с практической

сферой (морально-этической). По отношению к теории разум исполняет

регулирующую функцию.

Когда же управляясь природной причинностью, разум пытается выявить

специфику человеческих ценностей (например, свобода), он наталкивается на

границы своих возможностей. Человеческие ценности представляются для разума

трансцендентными (лежащими за пределами достижимости), представляются

«вещью в себе».

У Канта наряду с миром «природной причинности» (где нет места свободе)

существует мир «свободной причинности». Свободу Кант определяет как

способность самостоятельно действовать.

Мир «вещей в себе» является сферой деятельности свободной причинности,

недостижимой для «чистого разума». Этот мир не существует как предмет

только для рационального понятия, но полностью осознается «практическим

разумом» (моральной интуицией), который раскрывает разнообразие

человеческих ценностей свободы, бессмертия души. Позиция Канта дала

возможность констатировать реальное существование мира природы и

внутреннего мира человеческого духа.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1.

натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений

в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить

вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее

четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем

проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении

ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности

формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт

мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С

момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка

и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало

антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти

появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек

стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.

речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык

слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле

- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения

. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило

вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.

Наглядным

3

Билет 7

1. Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни,

экзистенциализм, психоанализ).

Иррацоин-м –это опроверж-е тезиса Гегеля о разумности всего действ-ого и

выдвижение на 1 план не разума а: воли, бессознательного, экзистенции.

Ф-я жизни: 1)противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-

это воля, Ницше:ж-

это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это

эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первицнее

субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями

а интуицией как непосредств-й формой воспият-я 3)Эстетизм т.е. требование

воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах.Шопенгауер1788-1860

Предпосылки: 1)мир есть моё представ-е а не разворач-е Абс духа 2)Восприят-

м руководит воля => она субс-ия мира 3)Пессимизм. Отрицает законы и

познаваемость мира, который принципиально непознаваем. Существует понятие

- вещь в себе (это воля - объективное в конкретных объектах). Воля

неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой,

неистовствует против себя. Волящий субъект бесконечно несчастен.

Последователь Буддизма, на путь в нирвану - отказ от воли. Работа: "Мир

как воля и представления. Фридрих Ницше 1844-1900 Основ х-ка личности -

воля к власти (якро выражена у полководцев и у правителей). Глваный

критерий в умении владеть собой. Весь мир - неприрывная борьба

квантов власти (каждый стремится занять главенствующее положение).

Ницше поднимает проблему страдания и сострадания. Страдание

возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни. Сострадание

унижает человека. Отношение к слабым - презрение. Мораль - выдумка

слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону

добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы: "По ту

сторону добра и зла", "Генеология морали". Положения: 1) воля к влас как

исход категор жизни 2)христ мораль-система огранич волю к влас она:

принижает ч (ч –тварь Б), стадная и отчуждающая мораль 3)«Бог умир и это вы

его убили» 4)Место Бога должен занять сверхчел-к. Психоанализ это клинич-ая

практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и

состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром

влияние на повед-е ч но не контролир-ся им.

2. Пространство и время - формы существования материи

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли

В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в

сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и

рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.