Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие

основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все

кач разнообр мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств

определенного, эмпир воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже

Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить

происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения.

Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались

как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная

картина мира. Она была очень плодотворной для фил и науки в целом. С этой

теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение

в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл и событий

мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.

картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось еще

что-нибудь открывать?” Однако был открыт электрон, ядерный распад и

превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.

Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -

принципиально отличное от в-ва состояние материи. Первоначально поле

понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки

кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным

объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле

не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи,

основным свойством кот. является непрерывность. Все это привело к фил

кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представл о

материи как о веществе. Изменение массы электр при измен условий поля или

скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи. Был этот мир глубокой тьмой

окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал

реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\ Диалектико-материалист

понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто

бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин замечал, что исчезла не

материя, а метафиз представление о ней. Единственное свойство материи -

“быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче

“материя есть фил категория для обозначения объективной реальности, кот

дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется, фотографируется, отображается

нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя

независимо от них” - Гольбах. Строение материи - физич вопрос. А вопр об

отнош нашего познания к миру - это фил проблема. Поэтому нельзя дать

определения центр категории теории познания как тоько через ее соотнесение

с др, столь же шир категорией - сознанием и определением того, что из них

берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсол значение

только в пределах очень огранич области: исключительно в пределах основного

гносеолог вопроса о том, что признать превичным. За этими пределами

относительность данного противоположения несомненна”.

3.

Билет 12.

2. Философия свободы Н. Бердяева.

Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через

призму своих представлений о свободе.

Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и

тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира.

Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания.

1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это

первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого

Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому

не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как

факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и

другое.

2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет

людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения.

3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных)

ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал

Бердяев обозначает термином «соборность».

«Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из

живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью.

В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и

образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия,

потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы.

Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е.

своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял

«трансцендентным» для человека.

Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с

любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу)

преодолять «трансцендентность» Бога.

Структура эмпирического и теоретичн

Билет 13.

1. Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст.

собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе

всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к

познать окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ.

субъ. идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах

чел. знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать

обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.

основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит

допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать

отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,

невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как

таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие

известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.

“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею

вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни

ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

2. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.