совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины
считает истинное знание (или его логические основания) результатом
конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное
рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным
гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что
познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих
позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и
независимо от человека, его сознания.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее
объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,
которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,
поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и
познаваемости мира равнозначны.
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает
диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее
полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто
в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через
относительные истины к истине абсолютной.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое
не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она
достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть
практически недостижима.
Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,
которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть
дополнено в дальнейшем.
Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к
которому нечего добавить.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине
абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и
каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины
абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от
конкретных условий существования объекта.
Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по
условиям применения, относительна или
Билет 21
1. Аристотель.
Аристотель (384-322) Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя
в теч. 20 лет. Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм:
сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Стал учителем А.Македонского.
Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал
вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку,
определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о
счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика",
"Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные
сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней
есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные
сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею
пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные
предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал
определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует,
что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как
внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого
бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь
возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя -
сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как
определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом
сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух,
земля, огонь). Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад.
общим. Путь познания; ощущ.- предст.- опыт- искусство- наука Об об-ве и гос-
ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное
состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или
рабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты -
противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.
Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие
(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления
богатства. 44. Аристотель как философ.
Аристотель автор и основатель новых наук: биологии, психологии, логики.
Большие достижения в математике. родился в 382 г. до н.э. в семье
придворного врача. В 17 лет слушатель платоновской академии. Аристотель
наставник и учитель А. Македонского. Был учителем 4 года до его смерти.
Основал перекатетическую школу. Умер в 322 г. до н.э. на острове Эрберия.
Аристотель разделяет первую и вторую философии. Физика – вторая Ф.
Предметом первой Ф. есть не природа, а то, что существует за ней. Однако,
Бог – это только одно из начал. Ф. Аристотеля изучает причины всего
существующего. У Аристотеля, законы мышления есть и законы бытия. Основное
в законах про бытие: 1. анализ существующего; 2. причинный анализ
субстанции; 3. учение про возможность и действительность. Аристотель
думает, что суть бытия вещи, их форма – самая главная решающая решающее
начало бытия знаний. Форма – то, что становит сущность вещей. Материя, у
Аристотеля – вечна. Материя и форма – два вечно совмещенных начала. Все,
что существует в природе, складывается с материей и формой.
Учение Аристотеля про душу. Он считал, что душу можно иметь только
природно, а не искусственное тело. И это тело должно быть приспособленным к
жизни. Для познания необходимо иметь разум, как пассивный так и активный.
Активный разум – это Бог. Знание по Аристотелю существует еще до процесса
познания. Аристотель основоположник науки и логики. В Ф. Аристотель
различал: 1. теоретическую часть бытия; 2. практическую – от человеческой
деятельности. Предмет науки – общая постигаемое умом. Его сочинения:
логические общефилософские, этические, биологические, психологические,
политические, экономические и искусствоведческие. «О небе», «Физика»,
трактат «о душе». Главное – «Метафизика».
2. . Проблемы истины в философской теории познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля
истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание
является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14