Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что

познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих

позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по

условиям применения, относительна или

Билет 21

1. Аристотель.

Аристотель (384-322) Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя

в теч. 20 лет. Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм:

сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Стал учителем А.Македонского.

Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал

вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку,

определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о

счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика",

"Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные

сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней

есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные

сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею

пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные

предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал

определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует,

что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как

внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого

бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь

возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя -

сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как

определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом

сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух,

земля, огонь). Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад.

общим. Путь познания; ощущ.- предст.- опыт- искусство- наука Об об-ве и гос-

ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное

состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или

рабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты -

противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.

Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие

(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления

богатства. 44. Аристотель как философ.

Аристотель автор и основатель новых наук: биологии, психологии, логики.

Большие достижения в математике. родился в 382 г. до н.э. в семье

придворного врача. В 17 лет слушатель платоновской академии. Аристотель

наставник и учитель А. Македонского. Был учителем 4 года до его смерти.

Основал перекатетическую школу. Умер в 322 г. до н.э. на острове Эрберия.

Аристотель разделяет первую и вторую философии. Физика – вторая Ф.

Предметом первой Ф. есть не природа, а то, что существует за ней. Однако,

Бог – это только одно из начал. Ф. Аристотеля изучает причины всего

существующего. У Аристотеля, законы мышления есть и законы бытия. Основное

в законах про бытие: 1. анализ существующего; 2. причинный анализ

субстанции; 3. учение про возможность и действительность. Аристотель

думает, что суть бытия вещи, их форма – самая главная решающая решающее

начало бытия знаний. Форма – то, что становит сущность вещей. Материя, у

Аристотеля – вечна. Материя и форма – два вечно совмещенных начала. Все,

что существует в природе, складывается с материей и формой.

Учение Аристотеля про душу. Он считал, что душу можно иметь только

природно, а не искусственное тело. И это тело должно быть приспособленным к

жизни. Для познания необходимо иметь разум, как пассивный так и активный.

Активный разум – это Бог. Знание по Аристотелю существует еще до процесса

познания. Аристотель основоположник науки и логики. В Ф. Аристотель

различал: 1. теоретическую часть бытия; 2. практическую – от человеческой

деятельности. Предмет науки – общая постигаемое умом. Его сочинения:

логические общефилософские, этические, биологические, психологические,

политические, экономические и искусствоведческие. «О небе», «Физика»,

трактат «о душе». Главное – «Метафизика».

2. . Проблемы истины в философской теории познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что

познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих

позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по

условиям применения, относительна или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.