Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс

идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в

самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание

самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (

логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов

диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив

не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается

к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил

взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Однако гег фил проникнута глубоким

противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на

бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а

целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно,

ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней,

завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама

фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между

конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не

явл источником дальнейшего развития.

2. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии

3. Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти

не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм

антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-

научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-

худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел.

сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных

миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл.

понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего

дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия

коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл.

должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он -

сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье

невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди

разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-

к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая

смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к

должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в

кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр.

регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение -

победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт.

эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть.

признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации -

осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает

идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр.

природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н.

повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол.

пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели

космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Билет 9

1. Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.

Фихте. Кредо его философской системы - действовать, действовать,

действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Кантом. Считал,

что Кант не использовал принцип чувственного познания. У Канта упорядочение

на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на

основе синтеза. Фихте развивает на этом принцип активизм - полное

конструирование субъектом объекта. Пpинцип конструирования. Существует

некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (“Мыслю, следовательно

существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь

внутрь, обнаруживает свое Я, то не стоит ли за всеми Я некая абсолютная

субстанция - Яйность, интеллигенция, супер Я, на основе которого могут

появляться эмпирические Я. Эмпирические Я задают весь остальной мир,

конструируют, творят его на всех уровнях контакта. Вещь в себе пропадает.

Человек сам творит этот мир. Интеллектуальное созерцание - механизм

постижения истины. “Ясное как солнце наука-учение о современной философии”.

Кант: Фихте занимается ловлей призраков, никаких реальных объектов он

создать не может (хотя Фихте считал, что развивает Канта). Обоснование

самой науки (ее исходных постулатов) - др задача Фихте. Кант решил этот

вопрос с некоторых априорных позиций: пространство и вpемя, категории.

Фихте идет по другому пути, считая что все сводится к философии.

Постулирует конструирование объекта субъектом. Оппозиция к Руссо (назад к

природе). Специальные работы. “Учение - это соль земли”. Руссо: “Все люди

испорчены. Они были бы более испорченными, если б рождались учеными”. Фихте

один из первых, кто вносит историзм в понимание развития общества. Теория

замкнутого госудаpства - авторгия. Должно существовать сильное государство,

регулирующее внешнеторговую деятельность и осуществляющую поддержку

внутренних производителей. Идея государственного регулирования экономики.

Идея запрета на куплю-продажу земли. (Геpмания в то вpемя была экономически

слаба по отношению к соседям.) Идея создания более четкой системы

правления, конституционный Орган - эйфорат (суд) для разрешения конфликтов

между различными ветвями власти.

Шиллинг. Система трансцендентального идеализма. Сущ-ют некие априорные,

предельные, идеальные основы познания, заложенные в самом субъекте.

Трансцендентные - запредельные. Бог трансцендентен. Антиномии: “Бог

существует или бог не существует доказать невозможно” (положения,

находящиеся за пределами нашего опыта). Исходность духовного потенциала -

основа для процесса познания. Идет не к субъекту (как Фихте), а к объекту.

Духовный потенциал заложен в самой природе. Шеллинг является пантеистом.

Пытался проследить динамику духовности в самой природе. Живет в эпоху

важнейших открытий. Активность самой природы. Ступени развития природы: 1.

ступень магнетизма, 2. эл-ва 3. химизма. Сущность - духовная сущность.

Магнитные явления - явления линейного типа. Электрические - плоскостные

(поля). Химические - пространственные и временные. Стадия, связанная с

выражением духовной потенции - стадия живой материи. 1. ощущение, 2.

рефлексия, 3. воля - динамика, иерархия духовного потенциала. Воля присуща

только человеку, она инициирует всю его деятельность. Фактически инволюция

это разворачивание некоторых существовавших до этого признаков. Каждый

новый вид животных появляется задним числом (в биологии). Здесь потенция

непременно разворачивается в природе, достигая высшей стадии - воли,

человека. Философия естествознания Шеллинга. Пpинцип абсолютного тождества.

Шеллинг пытается уйти от крайности материализм - идеализм. Дух и материя

абсолютно едины в смысле начала вещи. Существует точка абсолютного

безразличия, исходная точка (нет ничего материального, ничего духовного),

материальная точка. Далее идет пpоцесс разворачивания этой точки. Символ

перетекания, отслаивание живой материи от неживой. Неживая материя -

уснувшая живая. Идеальное начало как некий принцип развития. Метод

интеллектуальной интуиции (у Декарта понятие ясного и отчетливого ума; нет

ни грамма сомнения, что дважды два - четыре). По Шеллингу мистическая

способность схватывания природных сущностей заключается в единстве и

противоположности начал (на основе прослеживания этапов их развития).

Учение об искусстве, творце, художнике. Искусство - высшая форма

интеллектуальной интуиции. Философия - рационализированная поэзия, где

особенно удается схватить единство противоположных начал. Явление

настоящего художника - явление уникального порядка (гениями рождаются, а не

становятся). Развитие духовного потенциала обращает гения на самого себя.

"Гений всегда прав."

2. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.

Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного объекта,

чем сам человек .

Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой

философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.