Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально,

незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только

индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.

Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного,

единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни

единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и

той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие

интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все

общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные

представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и

Раймунд Луллий. А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф.

против богословия. В вопр. о универс. - умеренный реалист (см. п.1)

Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума,

например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных

догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим

видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.

явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.

воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один

из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.

к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе

бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности

трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).

Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в

качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из

тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они

совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как

действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину.

Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -

верховной причины.

3.

Билет 19

1. Античный атомизм. Демокрит.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.

натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.

призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и

пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,

не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие

делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и

разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы

друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и

их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых

частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.

Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов

бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку

и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.

атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-

я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь

создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала

законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се

атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва

вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.

цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою

причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.

одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем

чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к

разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов

обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.

отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание

продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.

Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.

и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.

историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.

мира.

53. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование.

Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой

чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений

– представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но

эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает

также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний –

научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной

рациональной обработки данных наблюдений.

В теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного

и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления.

Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания

доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-

разному.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений

и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит

выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и

представляет собой вероятностно-истинное знание.

Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения.

2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в

них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

Билет 20

2. Проблемы истины в философской теории познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.