Рефераты. Билеты по философии для аспирантов и соискателей






рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.

теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.

Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.

объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал

непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.

образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,

страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.

неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.

чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей

толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С

убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.

пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему

объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;

полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не

содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не

похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-

ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и

следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним

события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения

данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую

ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление

“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе

убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области

наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как

порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,

каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь

психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и

религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.

выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть

“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.

субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил

привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.

вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро

критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.

природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам

ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что

моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.

принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили

бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.

чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности

индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;

прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.

целесообразности объекта.

2. Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность ,кот выражается в том, что составл созн

образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами

нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как

момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью

отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством

деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным

по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в

отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить

вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при

изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и

матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как

материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое

преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда.

Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как

свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с

созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом

любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под

воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения

- отпечатки , следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость.

Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с

возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения,

отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют

нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать

чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на

них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся

совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является

частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и

подсознательные и бессознательные процессы.

Билет 16

1. Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого.

Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую

опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в

многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией,

но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета,

то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что

некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога,

единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания.

Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает

подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и

предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в

мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное

совершенство.

5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.