Рефераты. Теория государства и права (вопросы)






Вопрос № 31. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел.

Правоохранительные органы являются той системой государственных институтов, которые призваны охранять и защищать основные права человека и гражданина. Поскольку сотрудники органов внутренних дел являются самыми близкими и доступными представителями исполнительной власти к гражданам, очень важно, чтобы у них была сформирована высокая правовая культура, которая складывается на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов нормативно-правовой системы, морали, традиций, привычек и представляют собой устойчивое состояние общественного сознания и социальной практики.
Правовая культура сотрудников правоохранительных органов, как правило, состоит из таких качеств личности, которые характеризуют содержание данного понятия:

·        знание, понимание права и соблюдение закона;

·        уважение правовых предписаний, убежденность в их правильности и справедливости;

·        активная жизненная позиция, т.е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы в правовой сфере.


Недостаточная разработанность правовой базы, регулирующей происходящие в обществе процессы, несовершенство правоприменительной практики снижают уровень правосознания и порождают правовой нигилизм, под которым понимают дефект правосознания, который в форме отрицания права фиксирует несвободное, неравное и несправедливое в позитивном праве и тем самым отбрасывает реально существующие достоинства действующего законодательства. Разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок у части населения ведет в некоторых случаях к правовому инфантилизму, дилетантизму, фетишизму и другому негативному восприятию сотрудников органов внутренних дел.

Правовой статус личности в России, практически во все времена определялся социальным положением, в соответствии, с которым устанавливались права и привилегии граждан.
При таком историческом прошлом в обществе довольно прочно укрепилось нигилистическое отношение к праву, понимание его исключительно как приказы государственной власти. В классовом сознании право воспринимается до настоящего времени как орудие власти, как инструмент для формирования такого общества, которое выгодно для лиц, находящихся у власти.

Изменение сложившейся ситуации возможно лишь при формировании правового сознания, в котором будет развито уважение к закону, в котором будет осознаваться равенство всех перед законом независимо от занимаемого положения, будет сформирована установка на взаимное сотрудничество граждан с органами внутренних дел, что, в частности,  может быть реализовано через следующее:

·        выполнение сотрудниками органов внутренних дел своей работы как чрезвычайно важной и полезной для общества;

·        формирование у общества положительного отношения к органам внутренних дел, понятия почетности работы сотрудника органов внутренних дел, уверенности в добросовестности, честности и правильности взаимоотношений граждан и сотрудников органов внутренних дел;

·        налаживание прямых и непрерывных контактов органов внутренних дел с населением и негосударственными общественными организациями;

·        обеспечение органами внутренних дел охраны здоровья задержанных лиц;

·        борьба органов внутренних дел с актами коррупции;

в связи с тем, что сознание есть отражение объективной реальности, то  именно объективная реальность способствует формированию правосознания нового поколения демократического государства и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов. Противостоять спонтанно складывающимся негативным тенденциям практики правоохранительной деятельности, проявлять принципиальность и во всех случаях соблюдать закон, обеспечивать защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина способен только специалист, для которого уважение к закону будет нормой жизни. Поэтому необходимо, чтобы у сотрудников органов внутренних дел складывался профессиональный уровень правовой культуры, складывающийся не только из профессиональных знаний, умений и навыков, но также включал личностные и человеческие качества.

Вопрос № 13. Законность как принцип реализации права в деятельности сотрудника милиции.

Законностью  принято считать неуклонное со­блюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми госу­дарственными и негосударственными учреждениями и органи­зациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законо­дательные акты. Все они должны соответствовать предписани­ям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конститу­ции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные зако­ны обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъ­екта Федерации, действуют на территории данного субъекта.

С точки зрения существования и функционирования правового государства законность как принцип имеет двоякое значение для государственного аппарата.

 Во-первых, это принцип деятельности самого государственного аппарата. То есть, все органы и должностные лица обязаны соблюдать законы государства, гарантирующие реализацию и защиту прав и свобод человека.

Во-вторых, охрана и обеспечение законности - это направление деятельности государственного аппарата. Так,  в Конституции Российской Федерации записано, что правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ч. 1. ст. 114 Конституции РФ).
В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвовать в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывать и реализовывать меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

 Правоохранительная функция является основной для органов внутренних дел, а принцип законности - основополагающим принципом деятельности органов внутренних дел при выполнении последними своих функций.
 Законность  и соблюдение прав человека тесно взаимосвязаны. В стране с прочным режимом законности всегда наблюдается стремление государственной власти к обеспечению прав человека, равенства всех перед законом, неотвратимости ответственности за нарушение законодательных норм.  Законность   — это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами) ( В.С. Афанасьев, Н.Л. Гранат). Данное определение законности, отражая ее основные черты и свойства, имеет комплексный характер. Обеспечить интересы человека и гражданина можно только тогда, когда законы государства соответствуют требованиям естественного права и на справедливой основе устанавливаются равные меры прав, обязанностей и ответственности человека, гражданина, государства и должностных лиц перед законом. Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве» ( Н.В. Витрук).

 В деятельности органов внутренних дел (ОВД) законность выражается в следующем:

·        их структура и компетенция определены в законах и подзаконных нормативных актах;

·        в точном осуществлении ОВД требований и принципов права,;

·        в строгой подзаконности всей правоприменительной деятельности;

·        в строгой субординации актов, издаваемых ОВД.


Законность есть показатель уровня и результат работы правоохранительных органов.
Сегодня «общественное здоровье», веру людей в способности ОВД защитить их права в первую очередь подрывают организованная преступность и коррупция. Согласно социологическим данным, приводимым в юридической литературе, в милицию обращаются лишь 9,5 % лиц, права которых были нарушены. К тому же подчас сами сотрудники милиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, допускают факты нарушения служебной дисциплины, коррупции.
К наиболее распространенным видам правонарушений относятся: укрытие преступлений от учета, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, незаконное привлечение к административной ответственности, фальсификация материалов, искажение отчетности.


Основными причинами подобных нарушений законности, помимо недобросовестного отношения сотрудников к исполнению должностных обязанностей, являются: слабая организация работы комиссий по соблюдению законности; поверхностное изучение материалов должностными лицами из числа руководящего состава; некомпетентность сотрудников, осуществляющих задержание граждан, незнание нормативных документов, регламентирующих те или иные действия сотрудников милиции; недобросовестное отношение оперативных дежурных частей к выполнению требований нормативных документов, регламентирующих порядок приема и регистрации заявлений и сообщений граждан о противоправных действиях. Выявление фактов нарушения законности в органах и подразделениях внутренних дел Саратова в основном происходит в результате осуществления прокурорского надзора и контрольных функций МВД России.  Анализ статистических данных о
 количестве нарушений законности. показывает, что наибольшее их число имеет место в среде криминальной милиции (удельный вес 27 %); участковых инспекторов милиции (24 %); органах дознания (20,3 %) и дежурных частях (14,8 %).

В настоящее время работа по предупреждению фактов нарушения законности выделена в целом МВД России в качестве приоритетного направления. Определены пути укрепления законности материального, организационного, воспитательного, психологического, юридического характера. Основная цель принимаемых мер состоит, с одной стороны, в недопущении действий, способных нарушить права и свободы граждан, с другой — в обеспечении эффективного исполнения сотрудниками ОВД своих профессиональных обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.