Рефераты. Теория государства и права (вопросы)






Национальный язык  судопроизводства. ( ст. 26 Конституции РФ:  «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» ).

Государственный язык – русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственном языке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которой проходит суд.

Участвующие в деле лица, не владеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют право выступать с переводчиком.


Участие представителей народа в отправлении правосудия ( ст.32 Конституции РФ:  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.» ).

Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан на местах работы и жителями, открытым голосованием.


Вопрос № 19. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел.

 

Все правовые формы деятельности органов внутренних дел (и прежде всего правоотношения) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих случаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишь такая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотрена юридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиеся между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами (или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в виду, ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством — в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству (в лице определенных органов) для привлечения к ответственности правонарушителя. Содержание  правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой норме, в ее главной части — диспозиции.

Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их возникновения и развития (юридических фактов), а также определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению (субъектов правоотношений). Все указанные условия законности правоотношений также предопределены правовыми нормами. Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее функциональным назначением. Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т. е. отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.

Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права — государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права, причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка, общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами).

 

   Правоотношения органов внутренних дел являются субординационными отношениями  - отношениями по вертикали и возникают, как правило, в области публичного права. Субъектами  правоотношений системы органов МВД являются:

·        органы внутренних дел в целом;

·        органы милиции как составная часть органов внутренних дел;

·        другие структурные подразделения органов внутренних дел;

·        отдельные должностные лица органов внутренних дел.

Правоотношения органов внутренних дел по сфере распро­странения классифицируют на внешние и внутренние.

Внешние правоотношения — отношения между органами внут­ренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, уч­реждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.

Внутренние правоотношения— отношения внутри системы органов внутренних дел:

·        между службами и подразделениями различных уровней;

·        между ними и вышестоящими должност­ными лицами;

·        по линии «начальник - подчиненный» в служ­бе, подразделении.

В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и д. р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-властные функции.

В связи с этим выделяют следующие нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие возни­кающие в результате договора:

·        договоры на охрану объектов подразделениями вне­ведомственной охраны МВД;

·        договоры на сопровождение;

·        договоры на организацию охраны общественного поряд­ка на коммерческой основе при проведении массовых меропри­ятий;

·        договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.


Правоотношения в деятельности органов внутренних дел подразделяются  также по функциям права на охранительные и регулятивные.


Правоотношения в деятельности органов внутренних дел делятся на виды по отраслям права:

·        конституционно-правовые;

·        административно-правовые;

·        административно-процессуальные;

·        уголовно-правовые;

·        уголовно-процессуальные;

·        уголовно-исполнительные;

·        гражданско-правовые;

·        гражданско-процессуальные и др.

Конституционно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел решения и др.

Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в которых один из участников приписывает другому установленное нормой административного права обязательное для исполнения явление.

Административные правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе), правоохранительные — возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются:

 1. соответствие административных правоотношений нормам права;

2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило;

3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел.


Уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения признаков преступления или необходимости его пресечения должны произвести неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать уголовные дела и производить по ним предварительное расследование в форме дознания; проводить необходимые оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших; производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие. В ходе проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной, обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При характеристике уголовно-процессуальных отношений следует подчеркнуть важность соблюдения требований законности, ибо ее нарушение (незаконный обыск, выемка и др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и свобод личности или других субъектов, в помещении которых произведены незаконные обыск или выемка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.