Рефераты. Теория государства и права (вопросы)






     

Вопрос № 46. Виды нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.


Систему нормативных актов образует иерархия законов и подзаконных актов, высшее положение среди которых занимает Конституция РФ. Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет:

1.      Конституция РФ

2.      Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации».

3.     Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».

4.     Законодательство об обороте оружия в РФ.

5.     Законодательство об оперативно-розыскной деятельности в РФ.

6.     Кодексы РФ. ( кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ  ).

7.      Присяга сотрудника органов внутренних дел РФ.

8.     Приказы МВД.

9.     Положение о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1).

10.  Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 « Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

11. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I « О милиции»

Нормативные акты общего характера имеют значение для организации и функционирования всех органов внутренних дел, они содержат принципы правоохранительной деятельности.

Конституция РФ определяет основные права и свободы личности ( гл.2). декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991 г.; Закон « О безопасности» от 5 марта 1992 г.; Федеральный закон « О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации».

Нормативные акты специального характера – имеют значение для осуществления определенной правоохранительной функции.

Акты о правосудии – определяют принципы осуществления правосудия.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

На  основе актов о прокурорском надзоре осуществляется контроль за деятельностью ОВД, при этом определяются принципы и порядок осуществления прокурорского надзора.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г. Раздел III; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

Акты об организации выявления и расследования преступлений – определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;

 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I « О милиции»;

Положение о МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г;

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г.

Среди   видов нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, действуют конституция РФ,  Федеральные законы РФ, а также такие подзаконные нормативные акты, как нормативные акты Президента РФ (указы):


 Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении положения о Министерстве              внутренних дел Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики».

Указ Президента РФ от 3 ноября  1998 г.  № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 






Вопрос № 24. Правовые принципы деятельности правоохранительных органов.

             

    Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и, соответственно, ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

·        Основными принципами, наиболее типичными для деятельности большинства правоохранительных органов, являются:

·        дозволенность любых не запрещенных действий и решений, которые следует рассматривать как правомерное поведение. Правоохранительная деятельность осуществляется строго во исполнение правовых норм, поэтому некоторое сужение свободы действий имеет место;

·        согласованность личных, общественных и государственных интересов прослеживается прежде всего при снятии необоснованных ограничений, при приоритете защиты интересов личности, общества и уже затем государства;

·        системность и межведомственность – заключается в максимальном учете зависимости новых норм, изменений и дополнений действующих правовых норм от социальных потребностей, социального заказа системы отраслей права, регулирующих те или иные аспекты правоохранительной проблемы в заданной ориентации;

·        соблюдение человеческого достоинства прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства – признается в качестве принципа общечеловеческих ценностей. Чем мягче санкции и меры ответственности в отрасли права, тем полнее раскрывается рассматриваемый принцип. Самые тяжкие нарушения конституционных прав имеют место в сфере уголовно-правовой борьбы с правонарушениями и преступностью;

·        законность – это соблюдение законов личностью, обществом и государством в лице его официальных структур (законодательной, исполнительной и судебной ) власти;

·        состязательность – определение в законодательстве прежде всего равных или примерно равных условий установления и оценки фактов, имеющих юридическое значение (опрос и допрос свидетеля, проведение очной ставки между участниками процесса и свидетелями и т.п.).


 Деятельность правоохранительных органов основывается на конституционных принципах правоохраны:

·        Принцип законности ( ст. Конституции РФ);

·        Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина ( ст. 2 гл. 2 Конституции РФ);

·        Принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ).

Также правоохранительные органы в своей деятельности опираются на следующие конституционные принципы:

·        Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, а также ст. 49 Конституции РФ);

·        Принцип доступности судебной защиты прав ( ст. 46 Конституции РФ);

·        Коллегиальное рассмотрение определенных законом дел в судах ( уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ);

·        Принцип участия граждан в отправлении правосудия (ч.5 ст.32 Конституции РФ);

·        Принцип независимости судей и подчинение их только закону (ст.120 Конституции РФ, ст.10 Конституции РФ);

·        Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах (ч.2 ст. 26 Конституции РФ, а также ст. 13 Закона о трудоустройстве);

·        Принцип гласности в деятельности судов ( ч. 1 ст. 123 Конституции РФ);

·        Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту (ст.45, ст. 48 Конституции РФ);

·        Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе ( ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 244 УПК РФ);

·        Принцип презумпции (предположения) невиновности (ч.1,ч.2,ч.3  ст. 49 Конституции РФ);

·        Несменяемость судей. Неприкосновенность судей, присяжных заседателей (ст. 121,ст. 122 Конституции РФ);

·        Принцип охраны чести и достоинства личности судом (ст. 21, 23, 24 Конституции РФ).


Основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности – обязательного выполнения предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. ( ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объ­единения обязаны соблюдать Конституцию Российской Феде­рации и законы».

Для деятельности правоохранительных органов данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с не­уклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве. Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности правоохранительных органов. Законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права. Режим законности обеспечивает прочный правопорядок. Правопорядок – состояние общественных отношений, являющееся результатом фактического осуществления юридических норм и законности, обеспечивающее беспрепятственное пользование предоставленными правами и выполнение юридических обязанностей всеми членами общества. Правопорядок достигается не иначе, как через обеспечение законности.

 Осуществление законности правосудия обеспечивается системой законодательных гарантий, устанавливаемых процессуальным законодательством. Принцип законности в деятельности правоохранительных органов направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.