Вопрос № 46. Виды нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.
Систему нормативных актов образует иерархия законов и подзаконных актов, высшее положение среди которых занимает Конституция РФ. Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет:
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».
4. Законодательство об обороте оружия в РФ.
5. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности в РФ.
6. Кодексы РФ. ( кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ).
7. Присяга сотрудника органов внутренних дел РФ.
8. Приказы МВД.
9. Положение о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1).
10. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 « Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
11. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I « О милиции»
Нормативные акты общего характера имеют значение для организации и функционирования всех органов внутренних дел, они содержат принципы правоохранительной деятельности.
Конституция РФ определяет основные права и свободы личности ( гл.2). декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991 г.; Закон « О безопасности» от 5 марта 1992 г.; Федеральный закон « О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации».
Акты о правосудии – определяют принципы осуществления правосудия.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
На основе актов о прокурорском надзоре осуществляется контроль за деятельностью ОВД, при этом определяются принципы и порядок осуществления прокурорского надзора.
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г. Раздел III; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.
Акты об организации выявления и расследования преступлений – определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I « О милиции»;
Положение о МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г;
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г.
Среди видов нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, действуют конституция РФ, Федеральные законы РФ, а также такие подзаконные нормативные акты, как нормативные акты Президента РФ (указы):
Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики».
Указ Президента РФ от 3 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Вопрос № 24. Правовые принципы деятельности правоохранительных органов.
Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и, соответственно, ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).
· Основными принципами, наиболее типичными для деятельности большинства правоохранительных органов, являются:
· дозволенность любых не запрещенных действий и решений, которые следует рассматривать как правомерное поведение. Правоохранительная деятельность осуществляется строго во исполнение правовых норм, поэтому некоторое сужение свободы действий имеет место;
· согласованность личных, общественных и государственных интересов прослеживается прежде всего при снятии необоснованных ограничений, при приоритете защиты интересов личности, общества и уже затем государства;
· системность и межведомственность – заключается в максимальном учете зависимости новых норм, изменений и дополнений действующих правовых норм от социальных потребностей, социального заказа системы отраслей права, регулирующих те или иные аспекты правоохранительной проблемы в заданной ориентации;
· соблюдение человеческого достоинства прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства – признается в качестве принципа общечеловеческих ценностей. Чем мягче санкции и меры ответственности в отрасли права, тем полнее раскрывается рассматриваемый принцип. Самые тяжкие нарушения конституционных прав имеют место в сфере уголовно-правовой борьбы с правонарушениями и преступностью;
· законность – это соблюдение законов личностью, обществом и государством в лице его официальных структур (законодательной, исполнительной и судебной ) власти;
· состязательность – определение в законодательстве прежде всего равных или примерно равных условий установления и оценки фактов, имеющих юридическое значение (опрос и допрос свидетеля, проведение очной ставки между участниками процесса и свидетелями и т.п.).
Деятельность правоохранительных органов основывается на конституционных принципах правоохраны:
· Принцип законности ( ст. Конституции РФ);
· Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина ( ст. 2 гл. 2 Конституции РФ);
· Принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст. 19 Конституции РФ).
Также правоохранительные органы в своей деятельности опираются на следующие конституционные принципы:
· Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, а также ст. 49 Конституции РФ);
· Принцип доступности судебной защиты прав ( ст. 46 Конституции РФ);
· Коллегиальное рассмотрение определенных законом дел в судах ( уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ);
· Принцип участия граждан в отправлении правосудия (ч.5 ст.32 Конституции РФ);
· Принцип независимости судей и подчинение их только закону (ст.120 Конституции РФ, ст.10 Конституции РФ);
· Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах (ч.2 ст. 26 Конституции РФ, а также ст. 13 Закона о трудоустройстве);
· Принцип гласности в деятельности судов ( ч. 1 ст. 123 Конституции РФ);
· Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту (ст.45, ст. 48 Конституции РФ);
· Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе ( ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 244 УПК РФ);
· Принцип презумпции (предположения) невиновности (ч.1,ч.2,ч.3 ст. 49 Конституции РФ);
· Несменяемость судей. Неприкосновенность судей, присяжных заседателей (ст. 121,ст. 122 Конституции РФ);
· Принцип охраны чести и достоинства личности судом (ст. 21, 23, 24 Конституции РФ).
Основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности – обязательного выполнения предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. ( ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Для деятельности правоохранительных органов данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве. Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности правоохранительных органов. Законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права. Режим законности обеспечивает прочный правопорядок. Правопорядок – состояние общественных отношений, являющееся результатом фактического осуществления юридических норм и законности, обеспечивающее беспрепятственное пользование предоставленными правами и выполнение юридических обязанностей всеми членами общества. Правопорядок достигается не иначе, как через обеспечение законности.
Осуществление законности правосудия обеспечивается системой законодательных гарантий, устанавливаемых процессуальным законодательством. Принцип законности в деятельности правоохранительных органов направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18