Рефераты. Теория государства и права (вопросы)






Уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов:

·        правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в нормах уголовного права;

·        правоотношения активного типа (охранительные правоотношения), возникающие в связи с совершенным преступлением.

 Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны согласно нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел, совершившие предусмотренные нормами уголовного права должностные преступления, несут уголовную ответственность и в этом смысле являются участниками уголовных правоотношений второго типа. Наконец, осуществляя задачу охраны общественного порядка, выполняя функции дознания по отнесенным к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции становятся участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых они выступают как представители государства.

 

Гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач по охране государственной собственности, имущественных прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками: правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций и др. Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по защите права собственности граждан в связи с обеспечением сохранности имущества при находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо этого органы внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по защите права собственности в связи с восстановлением нарушенных имущественных прав организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных вещей. В этих случаях гражданско-правовые отношения возникают параллельно с применением органами внутренних дел уголовного, уголовно процессуального, административного права. Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания по таким преступлениям, как хищение, угон автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий собственника и др.


Вопрос №  4. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.


Теория государства и права является ведущей отраслью знаний в системе юридических наук и базовой учебной дисциплиной, важность которой в процессе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов трудно переоценить.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов должна соответствовать принципам правоохранительной системы, что предполагает:

·        наличие  четких представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, в частности, сущности государства, функциях государственного аппарата и всех его органов и т.д;

·        правильное применение юридических терминов и юридических норм.

Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство также создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений. Чтобы соответствовать постоянно меняющимся условиям современности, сотрудник правоохранительных органов должен постоянно повышать собственную квалификацию, уровень знаний, умений и навыков. Это, в частности, предполагает учебу в высших учебных заведениях юридической направленности.

Теория государства и права содержит основополагающие сведения о государственных и правовых явлениях, изучает и доказывает неразрывное единство государства и права, а также обозначает роль человека в государственно-правовом развитии. В теории государства и права изложены вопросы организации и деятельности суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры с точки зрения общей теории. Это позволяет сотрудникам правоохранительных органов увидеть конкретные правовые явления в комплексе с другими и проследить данный процесс в развитии на фоне событий из повседневной практики, а также учесть накопленный юридический опыт в нашей стране и за рубежом.

В процессе накопления теоретических знаний происходит их интериоризация (усвоение), сотрудник правоохранительных органов начинает свободно оперировать юридической терминологией. Постепенно все знания, умения и навыки складываются единую, целостную теоретико-практическую систему, что проявляется в способности грамотно обобщать, анализировать, логически мыслить, прогнозировать.

Важным моментом в подготовке сотрудников правоохранительных органов является формирование профессионального правосознания, которое складывается в ходе изучения теории государства и права, создается предметно-деловое отношение к праву, что проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания.


Вопрос № 32. Акты применения норм права, выносимые органами внутренних дел.

Данные акты представляют собой  нормативные акты министерства внутренних дел, издаваемые руководящим составом данного министерства. Данные акты представляют собой приказы МВД РФ.


МВД


 Приказ МВД РФ от 15 сентября 2003 г. N 730 «Об утверждении Типового положения   о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении   внутренних дел субъекта Российской Федерации».

Приказ МВД РФ от 14 августа 1998 г. N 495 «Об утверждении Положения об Аппарате Министра внутренних дел Российской Федерации».


          Приказ МВД РФ, Минфина РФ, МНС РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, ВЭК РФ, Минэкономики   РФ и Минюста РФ от 14 мая 1999 г. N 335/31н/ГБ-3-34/133/297/194/160/90/244/181 «О создании              межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем».             


КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ

(ГУБЭП  МВД РФ)

Приказ МВД РФ от 19 марта 1999 г. N 207 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

МИЛИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(ГИБДД (ГАИ), ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА)

Приказ МВД РФ от 13 апреля 1993 г. N 166 «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной                безопасности».

УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ МИЛИЦИИ

Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию                деятельности участковых уполномоченных милиции».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ

Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений».

 

ВНЕШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ МИЛИЦИИ

Приказ МВД РФ от               20 ноября 1992 г. N 420 «Об утверждении временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции».

 Нормативные акты по защите граждан:

1. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению              в какой бы то ни было форме.

2. Приказ МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях».

 3.  Приказ МВД  РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости».    

 

 Вопрос № 40. Назначение  толкования норм права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Как и нормы других отраслей права (административного, уголовного, уголовно-процессуального и др.), нормы организации и основных направлений деятельности правоохранительных органов структурно представляют собой совокупность трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Одним из способов установления правовых норм, подлежащих применению, является толкование.

При формировании новой системы права актуализируются проблемы комплексного правоприменения, предполагающего, в первую очередь использование систематического способа толкования. Именно использование систематического способа толкования позволяет отстаивать доктрину обеспечения баланса интересов личности, общества и государства, которая официально закреплена в ст. 8, 17, 19 , 55 Конституции РФ, в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

При применении правовых норм сотрудники органов внутренних дел должны обращать внимание на возможность обнаружения противоречий между правовыми нормами. В таком случае сотрудники органов внутренних дел должны использовать следующие правила разрешения противоречий правовых актов и правовых норм:

·        применять тот правовой акт, который имеет высшую  юридическую силу: сила акта определяется в зависимости от места его в иерархии нормативных актов;

·        противоречия между общими и частными нормами подлежат разрешению в пользу общих норм;

·        противоречия между общими, обычными и исключительными нормами разрешаются в пользу последних.

При применении правовых норм и правовых актов, в которых эти нормы содержатся, также может возникнуть проблема, связанная с определением даты их вступления в силу. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат  Федерального Собрания в ред. ФЗ РФ от 23 апреля 1999 г., официальным опубликованием ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов палат ФС РФ считается первая публикация полных текстов поименованных правовых актов в « Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». На это же обращено внимание и в одном из решений Конституционного Суда РФ. В этом же решении Конституционного Суда РФ «Собрание законодательства Российской Федерации» фактически исключено из перечня источников официального опубликования в том случае, если в них указанные нормативные акты будут опубликованы раньше, чем в «Российской газете». Речь идет о действительно имеющем место совпадении  даты подписания в печать и даты, указанной на титуле данного официального источника и поэтому «реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами» ( абзац 2 п. 6 описательно-мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П). Другим аспектом проблемы определения даты официального опубликования является датирование федеральных конституционных и федеральных законов. Распространенная практика датирования их датой подписания Президентом РФ противоречит ст. 2 ФЗ РФ  от 25 мая 1994 г., согласно которой датой «принятия федерального закона считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.